Живопись русских художников берёт своё начало с древних времён древнерусского искусства – иконопись X-XVII веков. Археологами были определены такие виды иконописи, как новгородская, московская и суздальская. Тогда еще она носила религиозный характер, причём была строго канонична, образы были символичны. Развитие древнерусской иконописи тесно связано с культурой Византии.
Древнерусская живопись X – середины XIII веков (фрески, иконы, книжные иллюстрированные миниатюры) создавалась безвестными мастерами. В это время христианство изображало луну и солнце в виде символов Римской империи, Византии. Древние иконы пишутся в византийском стиле – сухость и утонченность фигур, пропорции узки, драпировки натянуты, неестественный поворот фигур. И все же зрителя поражают - детальность изображения, узоры, колорит.
Выработанный канон впоследствии повторялся, был обязательным. Это было связано с тем, что святые наделялись чертами, которые были узнаваемыми верующими. Так христиане отличали святых по возрасту, одежде, цвету волос, обстановке и надписям.
Фрески писали по сырой извести, быстро, так как роспись невозможно было исправить, затем работа покрывалась олифой, которая со временем темнела, в наше время иконы восстанавливались путем снятия более поздних нанесенных слоев краски. Храмы расписывали несколько художников, можно сказать у них было разделение труда, каждый выполнял свою работу.
Вместе с канонами иконописи из Византии на Руси применяли технику письма темперой, в качестве холста использовали обработанные и покрытые грунтом деревянные доски.
Так вот развивалась древнерусская живопись – из Византии приглашали мастеров и художников для росписи храмов, обучения русских художников. Если верить сохранившимся летописям, то первый в Киевской Руси – преподобный Олимпий. В дальнейшем Киевская Русь делится на русский, украинский и белорусский народы.