XIII-XV столетия прошли под гнетом монголо-татарского ига, что привело к потере многих памятников русского искусства. И всё же в таких условиях начинает рассвет монументальная живопись г. Новгорода в XIV в. благодаря экономическому расцвету, когда русские одержали победу с немецкими и шведскими захватчиками. В это время из Византии на Русь приезжает художник Феофан Грек. К сожалению мало что известно об этом художнике. После приезда он жил в современной Феодосии, тогда г. Кафа, а затем отправился на север выполнять заказ.
расписал церковь Спаса Преображения на Ильине. Изображение купола – Христос Пантократор. Там также отображены пророки и праотцы, их Феофан Грек изображал наделяя индивидуальными характеристиками. Святые отличаются суровостью и сильным характером.
Троица. Фреска в церкви Спаса Преображения на Ильине в Новгороде
Феофан Грек изображал и столпников (первые святые, истязавшие свою плоть, жили на столпах), и аскеты живущие в пустыне. Его святые наделены мудростью. Помимо изображения одиночных фигур Феофан также писал повествовательные композиции – путь Христа.
Стиль письма Феофана Грека резкая и смелая, иногда даже неистовая, что говорит о его творческой натуре. Для передачи выразительности образа используется белый фон.
В первой половине XIV века идет объединение земель на Руси, спустя четверть века во главе княжеств стала Москва. Сюда и переезжает Феофан, оставив в г. Новгороде своих учеников и последователей. Они делают росписи некоторой степени в ином стиле, смягчаются образы, придается более яркий колорит, ими изображаются любимые святые города, живопись их становится многофигурной, в стремительном движении.
- Христос Пантократор
- Троица