ФЕОФАН ГРЕК. Искусство конца XIII - первой половины XV в. Новгород

XIII-XV столетия прошли под гнетом монголо-татарского ига, что привело к потере многих памятников русского искусства. И всё же в таких условиях начинает рассвет монументальная живопись г. Новгорода в XIV в. благодаря экономическому расцвету, когда русские одержали победу с немецкими и шведскими захватчиками. В это время из Византии на Русь приезжает художник Феофан Грек. К сожалению мало что известно об этом художнике. После приезда он жил в современной Феодосии, тогда г. Кафа, а затем отправился на север выполнять заказ.

расписал церковь Спаса Преображения на Ильине. Изображение купола – Христос Пантократор. Там также отображены пророки и праотцы, их Феофан Грек изображал наделяя индивидуальными характеристиками. Святые отличаются суровостью и сильным характером.

Троица. Фреска в церкви Спаса Преображения на Ильине в Новгороде

Феофан Грек изображал и столпников (первые святые, истязавшие свою плоть, жили на столпах), и аскеты живущие в пустыне. Его святые наделены мудростью. Помимо изображения одиночных фигур Феофан также писал повествовательные композиции – путь Христа.

Стиль письма Феофана Грека резкая и смелая, иногда даже неистовая, что говорит о его творческой натуре. Для передачи выразительности образа используется белый фон.

В первой половине XIV века идет объединение земель на Руси, спустя четверть века во главе княжеств стала Москва. Сюда и переезжает Феофан, оставив в г. Новгороде своих учеников и последователей. Они делают росписи некоторой степени в ином стиле, смягчаются образы, придается более яркий колорит, ими изображаются любимые святые города, живопись их становится многофигурной, в стремительном движении.

  • Христос Пантократор
  • Троица
19.08.2018

Похожие записи

АНДРЕЙ РУБЛЁВ. Искусство конца XIII - первой половины XV века. Москва

Андрей Рублев. Шествие святых в рай. Фреска. Успенский собор во Владимире В Москву переезжает много иконописцев из Византии, а также Феофан Грек, он работает над росписью храмов вместе с гениальны...

19.08.2018
Читать далее
КИЕВСКАЯ РУСЬ. X - середина XIII века

Киев Богоматерь Оранта. Мозаика Софийского собора Цвет одежд, определённый каноном. Спускающийся с головы плащ Богоматери Оранты на плечи её, окрашен пурпурным цветом – царственный цвет. Синие п...

19.08.2018
Читать далее
РУССКИЕ ХУДОЖНИКИ ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XIX ВЕКА

Кризис крепостничества тормозит развитие капиталистического строя. В светских кругах зарождаются вольнолюбивые идеи, идёт Отечественная война 1812 г., а также русские войска участвуют в освобождении...

19.08.2018
Читать далее
РУССКИЕ ХУДОЖНИКИ ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ И СЕРЕДИНЫ XVIII ВЕКА

В это время, в период расцвета социально-экономических и политических преобразований Петра I, живопись была обогащена новыми жанрами. Такими как: историческая композиция; батальная живопись; портре...

19.08.2018
Читать далее