(фр. academisme) — направление в европейской живописи XVII-XIX веков. Академизм вырос на следовании внешним формам классического искусства. Последователи характеризовали этот стиль как рассуждение над формой искусства древнего античного мира и Возрождения, библейскими сюжетами, мифологическими преданиями.
Академизм долгое время играл ведущую роль в истории изобразительного искусства европейских стран с XVII века. Русские художники обучались в Художественной Академии, осваивая традиционное построение композиции и технику классического рисунка, отправлялись в заграничные поездки, где перенимали опыт зарубежных художников. Картины того времени отличались идеализацией натуры и помпезностью композиции, выполненные в стили академизма, они были противопоставлением реализму.
В XIX столетии в стиле академизма художники пишут портреты, пейзажи, жанровые и исторические полотна, что говорит о переменах в академизме. Знаменитыми художниками этой эпохи стали – Александр Иванов, Карл Брюллов, Федор Бруни. Письмо художников-академистов отличалось применением особых техник, правильностью сочетания красок, символичностью и сложностью композиции, с элементами романтизма и реализма.
Недостатки академического письма привели к появлению новых стилей и жанров, буквально свершилась революция в истории живописи. Академизму не свойственны – художественное новаторство, экспрессия чувств, колористические особенности в технике художников.
В современном мире стиль академизма не имеет большого распространения, однако, продолжает существовать и радовать своего зрителя. Произведения считаются выполненными в стиле академизма, если художник мастерски передает сложные композиционные изображения в отточенной технике, прибегая к классическим формам. Такая работа, ни в коей мере, не исключает творчества в исполнении картины. Тематика работ выполненных в стиле академизма стала более широкой, применяются различные техники. Картины безупречны и профессиональны.
Термин «академизм» все больше применяется к работам художников с систематическим образованием в области изобразительного искусства, получившим классические навыки создания произведений. Академический стиль часто отождествляется не с жанром художественного произведения, а с описанием построения композиции и техники исполнения.