16 июля (28 июля по новому стилю) 1806 год, Петербург – 3 июля (15 июля по новому стилю) 1858 год, Петербург
Отец Александра Иванова был академиком живописи, его судьба бала необычна. Родителей своих он не знал, ребёнком его определили в московский Воспитательный дом. В 16 лет его привезли учиться в Академию художеств. Обучившись успешно в Академии, Андрей Иванов заслужил пенсионерскую поездку за границу для дальнейшего обучения, но взамен предпочёл остаться в России, чтобы жениться на дочери немецкого мастера позументного цеха Екатерине Ивановне Деммерт. Стоит также отметить, что три брата Екатерины Деммерт были выпускниками Академии художеств. В семье родилось 10 детей, но только пятеро выжили. Вся семья жила художественными интересами. Александр Иванов был старшим ребёнком. Его обучала мать и для него нанимали учителей. В 12 лет его приняли в Академию «посторонним» учеником, что с одной стороны уберегло его от казарменной дисциплины Академии, но с другой лишало его права на заграничную поездку. Во время учёбы мальчик не однократно получал медали за свои успехи, начиная с 1822 года. Но будучи сыном академика, он давал повод к нелестным подозрениям. Так профессор А. Егоров, в «историческую» мастерскую которого Иванов попал «в старшем возрасте», не редко бросал, взглянув на ивановские эскизы: «Не сам», - и отходил в сторону.
В 1827 году Александр Иванов написал выпускную работу в академическом стиле – «Иосиф толкующий сны в темнице виночерпию и хлебодару», за которую получил золотую медаль 1-й степени. А организованное в это время Общество поощрения художников помогло ему обойти запрет на «пенсионерскую» поездку за границу, давшее деньги за 4-х летнее пребывание молодого художника в Италии. Однако, поездка чуть не сорвалась. Сын повторял судьбу отца. Влюбившись в дочь академического учителя музыки Гюльпена, Иванов решил жениться на ней, но отец отговорил его от этого шага.
Иванов так и не женился. Хотя были сведения, что 1831 году в Италии он был увлечён Витторией Кальдони, которая предпочла Иванову его друга Григория Лапченко и вышла за последнего замуж. Около восьми лет (с 1836 года) художник жил с некоей Терезой, о чём есть упоминания в его переписке. В 1844 году он расстался с Терезой, которая трижды обворовывала его и устраивала сцены. В 1847 году Александр Иванов снова влюбляется, его любовью стала графиня Мария Апраксина. Но его любимую «Машеньку» отдали замуж за князя Мещерского.
Я обрёк себя умирать на пути к пользе отечества
А. Иванов
Картина заменила ему семью
Современник о картине «Явление Христа народу»
Летом 1830 года Александр Иванов сначала совершил путешествие по Германии и Австрии, а в ноябре этого же года он оказывается в Риме. Уже с 1831 года русский художник замыслил написать картину «Иоанн Креститель и Христос». Каждое лето он ездил по городам северной Италии, собирал материалы. Летом 1836 года Иванов начал работать над картиной «Явление Миссии» - эта работа продолжалась 20 лет.
Приехав в Италию, Иванов лишился материальной поддержки отца, который из-за интриг в Академии вынужден был покинуть её, лишившись жалования и казенной квартиры. Всю последующую жизнь Андрей Иванов зарабатывал на жизнь, расписывая церкви в Петербурге.
С 1834 года по 1836 Общество поощрения художников продлило командировку русского художника. В 1838 году, в мастерскую Иванова заглянул будущий император Александр II, пожаловав после этого Иванову 3-х летнее содержание. Какие-то пожертвования приносили действия частных лиц – Ф. Чихова, Н. Гоголя, «калужской губернаторши» А. Смирновой-Россет. Император Николай I, посетив мастерскую Иванова, даровал ему 300 червонцев. Наконец в 1857 году императрица, узнав о том, что Иванов в кропотливой работе над картиной почти загубил глаза, отправила художника на свои средства на лечение в Германию.
В Италии Иванов вёл замкнутый образ жизни, у него не было друзей. Сложились лишь приятельские отношения с Г. Лапченко и Ф. Иорданом. С интересом общался Иванов с лидером «назарейцев» Ф. Овербеком и датским скульптором Б. Торвальдсеном. Проявлялись странные черты характера, похожие на психическое заболевание.
Единственным равным по дарованию художником был Брюллов. Но он назвал Иванова «кропателем». А «кропатели», по его мнению, не могли быть гениями. Иванов, в свою очередь, говорил о подлости и честолюбии Брюллова. В кружок Иванова вошли Гоголь, Иордан и Ф. Моллер. Дружба с Гоголем распалась, не выдержав испытание временем.
Окончательно закрывшись, Иванов больше не пускает никого в свою мастерскую. Его преследует навязчивая идея, что его хотят отравить.
В 1858 году Иванов везёт картину «Явление Христа народу» в Петербург. Картину выставили в Зимнем дворце, а затем в Академии художеств. В хлопотах по продаже шедевра императору Иванов получил серьёзное нервное потрясение. Вдруг ему стало плохо, так его настигла смерть.
Известные произведения Иванова Александра Андреевича
Картина «Аполлон, Гиацинт и Кипарис, занимающиеся музыкой и пением» написана в 1831-34 годах, находится в Государственной Третьяковской галерее, в Москве. Картина была написана в Обществу поощрения художников. Дело в том, что выдавая командировочные художникам, Общество поощрения требовало ежемесячные отчёты о работе, а затем в срок художники представляли законченные работы. Общество поощрения художников благосклонно отнеслось к работе. Сам Иванов любил эту картину. В ней он выразил свою любовь к эпохе Возрождения и к творчеству Рафаэля. Картину всю жизнь держал перед собой, в своей мастерской. Картина говорит зрителю о прекрасном. Однако, известный классицист, Винченцо Камуччини охарактеризовал маленького Гиацинта так: «Безобразная натура».
На картине изображён Гиацинт, любимец Аполлона, который учиться играть на флейте. В мифологии судьба Гиацинта была трагична, он был убит, по случайным обстаятельствам, Аполлоном, когда тот метал диск. Кровь, пролитая на землю, дала жизнь одноимённым цветам. По всем правилам академической живописи выполнен пейзаж на заднем плане картины. Аполлон, бог, покровительствующий искусству, в картине Иванова олицетворяет музыку, одухотворяющую мир. Лицо другого любимца Аполлона, Кипариса, исполнено печалью. Если обратиться к мифам, то из них известно, что по легенде Кипарис случайно убил своего любимого оленя. Он так оплакивал его, что боги, вняв его слезам, превратили его в дерево.
Картина «Явление Христа Марии Макдалине после воскресения» написана русским художником в 1834-36 годах, находится в Государственной Третьяковской галерее, в Москве. Эта картина тоже является отчётной работой перед Обществом поощрения художников, за продлённую командировку. Художник выполнил картину настолько удачно, что получил звание академика. Сюжет картины взят из евангельского писания, в нём Христос явился Марии Макдалине после смерти, сначала принявшей его за садовника. Для того чтобы как можно правдоподобнее написать Марию Макдалину, Иванов заставил натурщицу вспомнить все несчастья, постигшие её в жизни, позируя она держала лук в руках, чтобы плакать.
Постараюсь окончить картину некоторым родом полутемно; впрочем, это сделать без черноты
А. Иванов в письме отцу
Лицо Христа на картине бесстрастно и полно величия, тогда как лицо Макдалины меняется на глазах, источая любовь. Красное одеяние женщины передаёт её беспокойстве, а белая одежда Христа олицетворяет небесный покой. Руки Макдалины, направленные к Христу, «усмиряются» царственным жестом Христа.
Картина «Ave Maria» написана в 1839 году, хранится в Государственном Русском музее, в Санкт-Петербурге. Эта картина представляет собой первую акварельную работу Иванова. Позднее он написал поэту В. Жуковскому, призывая в письме молодых художников к серьёзности, чтобы «не бросались они ни в шуточный жанр, ни в акварель, ни в радужный колер, ни в быстроту эскизного исполнения». Русский художник использовал всё это только в техническом исполнения. Картину Иванов подарил В. Жуковскому.
Разноликую толпу людей в картине объединяет в единое целое благословение. Здесь удачно сочетаются мертвенно-белый свет луны и живой свет свечей. Действие происходит в Риме, об этом говорит зрителю пейзаж на заднем плане.
Обыкновение римское собираться на улице, в час после сумерек, у каждого образа Богородицы и хором петь ей похвальные песни…
А. Иванов
Картина «Аппиева дорога при закате солнца» написана художником в 1845 году, находится в Государственной Третьяковской галерее, в Москве. Из истории известно, что дорога была проложена из Рима в Капую в конце IV века до н.э. по всем правилам инженерного искусства под присмотром цензора Аппия Клавдия. Дорогу нарекли титулом: «Дорога всех дорог». На дороге появлялись дома и захоронения. В Риме запрещалось хоронить, поэтому состоятельные жители устраивали здесь соревнования по пышности захоронений. По ней уходили завоёвывать мир древнеримские легионы, по ней брели в священный Рим средневековые паломники, по ней маршировали солдаты Наполеона…
Небо поражает световыми эффектами, которые можно сравнить с фантасмагорией света, прославившей Тёрнера. В построении пространства картины свет играет не меньшую роль, чем законы перспективы. Силуэт собора святого Петра утонет в туманной дымке.
Всё это великолепие находится при закате солнца, а зритель видит на горизонте горы Севера, где решится, наконец, судьба человечества
А. Иванов
Шедевр Иванова А.А. – картина «Явление Христа народу»
Картина была исполнена русским художником в период с 1837 по 1857 годы, находится в Государственной Третьяковской галерее, в Москве. Основной смысл картины заключается в различной реакции её героев на слова Спасителя.
Сюжет сей никем не замечен из великих мастеров
А. Иванов в письме президенту академии А.Н. Аленину
Конечно же, на протяжении многих веков сюжет крещения Христа пользовался необыкновенной популярностью среди европейских художников. Поэтому слова Иванова следует понимать, как желание изобразить Христа так, чтобы в нём узнавался Бог-Спаситель. Основа композиции – это диалог жестов и мимических выражений. Когда были написаны этюды и сформировался окончательно замысел картины, Иванов переехал в другую мастерскую, в которой можно было уместить огромный холст.
«Он, в небесном спокойствии и чудном отдалении, тихой и твёрдой стопой уже приближается к людям»
Н. Гоголь о Христе в картине Иванова
Прототипом ближайшего к Христу сомневающегося мужчины был сам Гоголь. Кающиеся, воздев руки, передвигаются к вершине холма, как бы замыкая собой «кривую» линию общего движения. В 1858 году, когда картина была привезена в Петербург, молодой император Александр II интересовался у автора, какая роль отведена рабу. Ответ Иванова нам не известен, но мы знаем, что этот образ самый «откомментированный» в советском «классовом» искусствоведении.
- Аполлон, Гиацинт и Кипарис, занимающиеся музыкой
- ave-maria
- Аппиева дорога на закате солнца
- Явление Христа Марии Макдалине после воскресения
- Явление Христа народу
- Беллерофонт собирается в поход против Химеры
- Девушка из Альбано, стоящая в дверях
- Хождение по водам
- Жених, выбирающий серьги для невесты
- Женская голова
- Голова молодой женщины с серьгами и ожерельем
- Нагой мальчик
- Портрет Н.В. Гоголя
- Приам, испрашивающий у Ахиллеса тело Гектора
- Портрет Виттории Кальдони
- Почва и дали
- Дерево у ручья
- Дерево в парке Киджи
- Наружное дерево в парке Киджи
- Оливы у кладбища Альбано. Молодой месяц
- Ветка
- Вода и камни под Паланцциола