Авангард (фр. avant-garde — передовой отряд), — обобщающее название течений в мировом искусстве, возникших на рубеже XIX и ХХ столетий.
Первоначально слово авангард имело военный смысл, позже стало носить политический характер, а в 1825 году, в статье «Художник, ученый и рабочий» Анри Сен-Симона (основателя школы утопического социализма), в союзе художников обрело художественное значение. В этом его значении художник должен был с помощью силы искусства и воображения пропагандировать передовые идеи общества. «Это мы, художники, будем служить вам авангардом». Так, в то время художник выполнял политическую миссию. Политический радикализм был свойственен авангарду вплоть до 1930-х годов.
Свое современное значение авангардизм приобрел в смутную эпоху начала XX столетия. Картины, написанные в стиле авангарда, не признавали общественные ценности и отражали радикальные перемены в общепризнанном искусстве живописи.
Русский авангард развивался с 1907-1914 годов, став плацдармом новаторских течений в живописи. Авангардизм возник в противовес академизму, из-за которого приостановилось на долгие времена развитие живописи. Идеей нового искусства отрицались художественные ценности, передаваемые из поколения в поколение, его роль – разрушение и созидание, его идея – революция форм и цвета. Модернизм в истории изобразительного искусства не что иное как одна из форм авангарда. На разных этапах развития истории живописи авангард носил такие названия как: «свежее искусство», «футуризм», «кубофутуризм», «левое искусство». В ХХ веке авангардизм объединяет различные течения в изобразительном искусстве, которым присущи новые веяния, необычность форм и стилей.
Авангард – новаторское искусство, которое постоянно в движении, в погоне за новым, где разрушаются границы между стилями и жанрами, рушатся общепринятые рамки и устои. Благодаря чему происходило обогащение живописи, появлялись новые стили и жанры. Художниками-авангардистами создано множество неординарных произведений живописи, внесены новые ценности в историю искусства.
Картины в стиле авангарда необычного колорита, образы предметов теряют свое реалистическое исполнение в хаотически разбросанных линиях, дерзких мазках художника. Авангард имеет немало поклонников, видящих в картинах чувственность и эмоции.