(фр. Cubisme) — направление авангардизма в изобразительном искусстве, прежде всего в живописи, зародившееся в начале XX века во Франции и характеризующееся использованием подчёркнуто геометризованных условных форм, стремлением «раздробить» реальные объекты на стереометрические примитивы.
В период кризиса классического искусства, возникали все новые и новые течения и направления в живописи. Художники пытались выразить эмоции с помощью новых методов в живописи, прибегая к поиску нестандартных форм, наряду с импрессионизмом и сюрреализмом, создали кубизм, открыв новые грани в искусстве живописи. На раннем этапе развития кубизм, с появлением первых картин, произвел огромное впечатление на искусствоведов. Многие из них не приняли новый стиль, другие оценили неожиданные технические решения и необычное выражение объектов окружающего мира художниками-авангардистами. Основателями новаторских идей были французские художники – Пабло Пикассо и Жорж Брак. Термин «кубизм» сформировался в начале XX века, так охарактеризовали данный стиль изобразительного искусства критики, отметив схожие с кубом формы, преобладание в них прямых линий и граней.
Особенности стиля «кубизм» заключаются в детальном преобразовании действительных объектов и предметов в плоскости и объемные фигуры, с минимальным смешиванием цветов. Это принципиально новый подход к формированию изображения – разложение объектов на плоскости, и различное комбинирование этих плоскостей в пространстве.
Зачатки кубистических форм можно найти в картинах русского художника Михаила Врубеля, так называемая «кристаллическая» техника исполнения. В России основная роль кубизма состояла в переходе к школе авангарда. Художники из сообщества «Бубновый валет» работали только в раннем кубизме, обогащая и дополняя стиль. Продолжение развития стиля можно увидеть лишь в картинах известного художника Казимира Малевича, который перешел к кубофутуризму, противопоставив новый стиль кубизму. При этом его работы стали свободными от французского влияния.
Сегодня кубизм можно охарактеризовать более сложным сюжетом, он больше не является целостной конструкцией, в геометрических формах преобладают овальные фигуры. Данный стиль продолжает видоизменяться, приобретая новые формы исполнения геометрических деталей и цветовой гаммы.