Авангард – это популярное направление в живописи и в других видах искусства, которое зародилось в середине девятнадцатого века во Франции. В России это явление появилось в 1907 году благодаря художественному объединению под названием «Голубая роза». Этот стиль отрицает эклектическую эстетику и академическую живопись. Здесь на первый план выносится собственное видение изображаемого рисунка.
Авангард отрицает культурное наследие многих веков и выступает против традиционной живописи. На разных этапах развития это художественное течение называли свежим искусством, модернизмом, футуризмом и так далее. Российский авангард в живописи характеризуется поиском новых форм и способов выражения мировоззрения и внутреннего мира. Благодаря этому направлению многие художники смогли обогатить культурное наследие своей страны новыми художественными ценностями и неожиданными произведениями.
Среди основополагающих характеристик авангарда можно отметить разрушительный пафос творчества, эпатаж, отрицание всего устойчивого и традиционного, а также желание экспериментировать и создавать абсолютно новые произведения. В России авангард представляет собой пестрый феномен, который объединил в себе несколько течений русского искусства двадцатого столетия. Среди известных авангардистов следует отметить К. Малевича, М. Ларионова и П. Филонова.
На территории России авангард имел несколько ответвлений, каждое из которых отличалось своими особенностями. Российский авангард – это сплетение русских традиций и приемов в живописи, которые использовали в своем творчестве зарубежные художники. Приверженцы этого революционного течения писали свои картины в стиле конструктивизма, абстракционизма и супрематизма. Основное внимание они удаляли цветам и формам, используя которые, рисовали различные ассоциативные полотна. Основоположников этого направления в России является В. Кандинский, которого поддержали Гончаров, Малевич и Ларионов.
Первым полотном абстракционизма является «Черный квадрат» Малевича, в котором на первый план выносится форма и цвет. Основные принципы и идеи супрематизма выражены в картинах Розанова, Удальцова и так далее. Что касается конструктивизма, то в его основе положены идеи изображения техники и производства. Кубофутуризм возник из слияния двух направлений – итальянского футуризма и французского кубизма. Картины, написанные в этом необычном стиле, отличались абстрактными и часто непонятными формами. Также в них могло сочетаться несколько разных цветов и оттенков.