Шишкин Иван Иванович

13 января (25 января – по новому стилю) 1832, Елабуга – 8 марта (20 марта) 1898, Петербург

Художник пейзажист, создавший величественную эпопею русского леса. Один из первых художников передвижничества.

Иван Шишкин выходец из купеческой семьи, родился в Елабуге Вятской губернии (Республика Татарстан). Отец художника Иван Васильевич Шишкин, слывший человеком честным, неподкупным, на протяжении нескольких лет был головой Елабуги. Во время своего управления построил деревянный водопровод, частично действующий по сегодняшний день. Был незаурядной личностью, его интересовала архитектура, история, естественные науки. В 1871 году вышла его книга в Москве «История города Елабуги». Участвовал в раскопках древнебулгарской культуры, за что удостоен звания члена-корреспондента Московского археологического общества.

Видя увлечение сына искусством, отец стал выписывать статьи об известных художниках. А в 1862 году отпускает юношу на обучение в Москву в Училище живописи и ваяния. Впрочем, молодой человек настолько плохо справлялся с делами коммерции, что мать даже дала прозвище сыну «арифметчика-граматчика». Мать всячески пыталась противостоять чтению книг. Юный Иван Шишкин оставляет в 1848 году занятия в Первой мужской гимназии, не желая стать чиновником.

После побега из гимназии Иван Шишкин четыре года живёт в Елабуге, делает записи, из которых точно виден дальнейший художественный путь Ивана Шишкина. Он пишет: «Художник должен быть высшим существом, живущим в идеальном мире искусства и стремящимся только к совершенствованию. Свойства художника: трезвость, умеренность во всём, любовь к искусству, скромность характера, добросовестность и честность».

В 1843 году открылось московское Училище живописи и ваяния, куда в 1852 году поступает Иван Шишкин. Учился по 1856 год, под руководством А. Мокрицкого, внимательного педагога. А в 1856 году Иван Шишкин поступил в петербургскую Академию художеств. Здесь его наставником стал С. Воробьёв. Хотя с А. Мокрицким юный живописец продолжает советоваться по всем художественным вопросам.

В Академии художеств Иван Шишкин за успехи и талант получал медали.

В 1860 году написал две выпускные работы: картины - «Вид на острове Валааме. Местность Кукко». Получил Большую золотую медаль, что дало ему возможность от Академии художеств учиться за границей. Куда Шишкин отправляется позже, сначала он возвращается на Родину в Елабугу в 1861 году. В отчем доме русский художник много работает, будучи в Елабуге он написал около 50 картин. Окончательно выбирает путь художника пейзажиста.

В 1862-1865 годах Иван Шишкин совершенствует письмо в Германии и Швейцарии, а также  недолгое время прибывает в Чехии, Франции, Бельгии и Голландии.  В Дюссельдорфе у Шишкина была большая популярность среди местных жителей, так как он много писал в Тевтобургском лесу. Вернувшись в Россию, в 1863 году с картиной – «Вид в окрестностях Дюссельдорфа», получил звание академика.

В это время, в 1863 году в мире искусства происходят большие перемены. Группа молодых живописцев-реалистов во главе с И. Крамским покинула Академию художеств, отказавшись писать картины на Большую золотую медаль. Это было выступление против мёртвого академизма. Так была основана Артель художников, куда вступает и Иван Шишкин в конце 1860-х годов. Репин писал о Шишкине: «Громче всех раздавался голос богатыря Шишкина. Публика, бывало, ахала за его спиной, когда он своими могучими лапами ломового и корявыми от работы пальцами начнёт корёжить и затирать свой блестящий рисунок, а рисунок точно волшебством каким от такого грубого обращения выходит всё изящней и блистательней».

Из Артели художников в 1870 году возникло Товарищество передвижных художественных выставок, как символ новой художественной эпохи. Одним из его учредителей являлся Иван Шишкин. Болел за идеи товарищества, участвовал в каждой передвижной выставке до конца своих дней. Более всего он дружил с И. Крамским, который всегда поддерживал и продвигал творческие работы Шишкина. Крамской точно охарактеризовал Ивана Ивановича Шишкина: «Когда он перед натурой, то точно в своей стихии, тут он и смел, и не задумывается, как, что и почему; это единственный у нас человек, который знает природу учёным образом». Именно Крамской предоставил мастерскую Шишкину для написания работы, давшей известность автору, картины – «Полдень в окрестностях Москвы» (1869). Эту картину приобрёл П. Третьяков.

Много материала для написания произведений Шишкин собирал у себя на Родине. В 1871 году поездка на Родину окончилась написанием картины «Сосновый бор. Мачтовый лес в Вятской губернии».

Иван Шишкин дважды был женат по любви. Первый брак был заключён с сестрой, рано умершего талантливого пейзажиста Ф. Васильева, Еленой. Второй раз Шишкин женился на художнице Ольге Лагоде. Обе женщины умерли молодыми. Двое сыновей Шишкина умерли. В середине 1870-х, потрясённый потерей близких людей, Шишкин перестаёт писать, в это же время он теряет отца (1872 год), много пьёт.

Однако, жизнь на этом не заканчивается, благодаря могучей русской натуре художник возвращается в мир искусства, полностью посвящая себя живописи, на протяжении двадцати лет.

Иван Иванович Шишкин ездил по России, писал этюды. Выставлял свои работы и на персональных, и на академических, передвижнических выставках.

В 1894-1895 годах руководил пейзажной мастерской в Академии художеств, обучая молодые таланты.

Шишкин умер за работой. Утром он работал в мастерской, потом навестил родных, пожаловавшись на плохое самочувствие, снова вернулся в мастерскую. Рядом был помощник, он и увидел, как мастер падает со стула, подбежал, а он уже не дышит.

Известные произведения Шишкина Ивана Ивановича

Лесная глушь (1872). Эта картина была представлена на второй передвижнической выставке в 1872 году. За эту картину Шишкин получил звание профессора. Главное в картине построение эпического образа с помощью предельно простого, сознательная «объективность» живописи. При внимательном рассмотрении на картине зритель видит лисицу, охотящуюся за улетающей уткой, чахлые деревья показывают глухость места, передний план затемнён, на заднем плане солнечный просвет, сочетание планов позволяет увидеть пространственную композицию.

В 1889 году Шишкин написал картину – «Утро в сосновом лесу». Художник вводит в картину медведей, первоначально их было двое, медведи делают картину жанровой. Деревья уходят далеко вверх, за пределы картины, этим художник показывает их громадность, данный приём характерен для всего творчества Шишкина. Ещё не рассеявшийся утренний туман, подтверждает название картины. Существует предположение, что сюжет картины Шишкину предложил К. Савицкий, что он же написал медведей. Картина была подписана двумя художниками: Шишкиным и Савицким. Позже подпись Савицкого удалена, купившим картину, П. Третьяковым.

Дождь в дубовом лесу (1891). В этой картине русский художник прекрасно изобразил ливень, на что редко решаются художники, показывая либо замершую природу перед грозой, либо состояние природы после грозы; в пространстве между деревьями лёгкое марево, придающее целостность картине; под зонтами как бы проплывают человеческие фигуры, так редко изображаемые автором.

Корабельная роща (1898). Шишкин с особой тщательностью выписал стволы деревьев, изображает дрожащие летний воздух, вводит в картину изгородь, которая вносит полноту, завершённость картины.

Шедевр Шишкина И.И. Картина «Рожь»

Картина написана в 1878 году, была представлена на передвижнической VI выставке в том же году, в помещении Общества поощрения художеств. Крамской писал Репину: «Я буду говорить в том порядке, в котором (по-моему) вещи по внутреннему своему достоинству располагаются на выставке. Первое место занимает Шишкина “Рожь”».

В 1877 году навестив Елабугу со своей дочерью, Шишкин делает карандашный набросок на Лекаревском поле, который впоследствии стал темой картины. На одном из эскизов есть надпись, сделанная художником: «Раздолье, простор, угодье. Рожь. Божья Благодать. Русское богатство». Такими были ощущения Шишкина при написании картины.

Практически каждый русский художник писал дорогу среди бескрайних полей. Русская дорога выступает национальным символом, показывающим устремлённость к горизонту и за горизонт, символизируя странничество. В картине Шишкина дорога – «мудрая наивность». С особой нежностью и тщательностью выписана могучая сосна, с накренившимися ветками, устремлённая ввысь. Картина передаёт состояние природы перед грозой, на это указывают нависшие, скучившиеся над рожью облака. Единственная деталь, навевающая неотчётливую тревогу – засохшая сосна. Низко над землёй стремительно стригут ласточки, кажется, тени не поспевают за ними. Такова музыка поля в Шишкинском шедевре.

  • Вид на острове Валааме

  • Вид на острове Валааме. Местность Кукко

  • Утро в сосновом лесу

  • Лесная глушь

  • Дождь в лесу

  • Корабельная роща

  • Рожь

  • Золотая осень

  • Зима

  • Дубовая роща

  • Сосны освещённые солнцем
  • Сосновый бор
19.08.2018

Похожие записи

Крамской Иван Николаевич

27 мая (8 июня по новому стилю) 1837 год, Воронежская губерния, Острогожск – 24 марта (5 апреля) 1887 год Обладал не дюжими организаторскими способностями. Благодаря Крамскому создавались все худож...

19.08.2018
Читать далее
Основные новинки кинематографа в 2018 году

   - Прошедший год оказался весьма богат на всевозможные новинки в кинематографе, которые пришлись по вкусу многим ценителям фильмов, принадлежащи...

19.08.2018
Читать далее
Фирсов Иван Иванович

(1733, Москва - не ранее 1785) Художник-декоратор. Первооткрыватель русской жанровой живописи (бытовой жанр). Писал и иконы, декоративные картины и панно. Шедевр – картина «Юный живописец». Выполне...

19.08.2018
Читать далее
Айвазовский Иван Константинович

17 июля (29 июля по новому стилю) 1817 г., Феодосия – 19 апреля (2 мая) 1900 г., Феодосия Художник пейзажист, маринист. Известен Айвазовский по всей Европе. Организовал 120 персональных выставок, п...

19.08.2018
Читать далее