• Знаменитые русские художники
  • Знаменитые русские художники

Айвазовский Иван Константинович

17 июля (29 июля по новому стилю) 1817 г., Феодосия – 19 апреля (2 мая) 1900 г., Феодосия

Айвазовский Иван Константинович Художник пейзажист, маринист. Известен Айвазовский по всей Европе. Организовал 120 персональных выставок, принесших ему большой доход, по числу выставок Айвазовский абсолютный рекордсмен, неутомимый труженик.

Айвазовский Иван Константинович происхождением из армянской семьи. В XVIII веке во времена геноцида, развязанного турками бежали в Польшу, оставив Западную (Турецкую) Армению. Настоящее имя отца художника Геворг Гайвазовский, на польский манер именовался как Айвазовский. В начале XIX века  семейство Айвазовских переезжает из Галиции в Крым. Какое-то время Константин Айвазовский занимается торговлей, но после разразившейся в Феодосии чумы семья бедствует. Отец художника берёт на себя функции старосты базара.

Из исторических источников художник, в книге рождений армянской феодосийской церкви, записан как «Ованес, сын Георга Айвазяна». Позже художник русифицирует свою фамилию, подписывает ею свои работы, что происходит с 1840 года.

Ранние рисунки мальчика заметил градоначальник А.И. Казначеев. Он был знакомым А.С. Пушкина, когда поэт был в южной ссылке. Благодаря стараниям Казначеева Айвазовский попадает в 1930 году в симферопольскую гимназию, в 1833 – в Академию художеств.

Занимался Айвазовский, в классе Академии художеств, под руководством известного художника пейзажиста М. Воробьёва. Считается, что истоки романтизма Айвазовского являет картина Карла Брюллова, показанная в Академии художеств в 1834 году – «Последний день Помпеи». Брюллов обращает своё внимание, по возвращении из Италии в 1835 году, на молодого художника. Брюллов принимает Айвазовского в «братство» Брюллова, Глинки и Кукольника. Среди именитых знакомых Айвазовского Пушкин, Крылов, Жуковский. В общем-то, Иван Айвазовский быстро сходился с людьми, у него был золотой характер, остроумен, красив, везунчик по жизни. Ему повезло в жизни и с друзьями, и в искусстве, и в личной жизни.

Море Иван Айвазовский писал уже в Академии, с ним связаны его первые награды.

В 1838 году получает Большую золотую медаль в Академии и направляется на самостоятельное обучение в Крым.

В 1839 году по предложению генерала Н.Н. Раевского Айвазовский участвует в десантных операциях Черноморского флота на Кавказе. Так появляются у художника картины батального жанра.

В 1840 году Айвазовского направляют для совершенствования мастерства в Италию. В Италии Айвазовский становится известным, успешным европейским художником. А. Иванов пишет о нём: «Воду никто так хорошо здесь не пишет». Увидев картину «Неаполитанский залив в лунную ночь», Великий Тёрнер пишет стихотворение, назвав в нём Айвазовского гением.

В 1843 году французская Академия награждает Айвазовского золотой медалью. О. Верне сказал ему: «Ваш талант прославляет Ваше отечество». В 1857 году Айвазовский стал кавалером французского ордена Почётного легиона.

В 1844 году, вернувшись в Россию, получает звание академика и состоит при Главном морском штабе.

И всё же художник не остаётся в Петербурге. В 1845 году он покупает участок в Феодосии и начинает строить дом с мастерской. Так Айвазовский возвращается в Феодосию.

В это же время Айвазовский страстно влюбляется в англичанку Юлию Гревс, жениться на ней. Юлия Гревс – дочь петербургского врача, гувернантка. В две недели Айвазовский решил всё дело. Всё это вызвало толки в его кругах, так как считалось, что при его положении он мог бы найти себе более высокого происхождения девушку. Юлия родила Айвазовскому четыре дочери. Брак был поначалу удачен, жена во всём поддерживала мужа и участвовала в организованных им раскопках близ Феодосии в 1863 году. В археологических раскопках Айвазовским было обнаружено много золотых изделий IV века до н. э. Сейчас они в Эрмитаже на закрытом хранении. Прожив с художником одиннадцать лет, жена его уезжает в Одессу по причине скучной жизни в захолустье. Она жаловалась на Айвазовского царю, не давала общаться с дочерями.

В 1882 году на склоне лет в жизни художника появляется Анна Никитична Саркизова, молодая вдова феодосийского коммерсанта. Айвазовский женится на ней, с ней он нашёл своё семейное счастье. Несмотря на то, что Анна была моложе на 40 лет, она смогла стать верной подругой Айвазовскому.

В Феодосии Айвазовского считали «отцом города». Благодаря ему построен порт, железная дорога, возведён музей историко-археологический, создана картинная галерея. А главное он решил проблему снабжения города питьевой водой. Он подарил городу из принадлежащих ему – 50 тысяч вёдер в сутки чистой воды – из Субашского источника. Им также был открыт филиал Академии художеств в Феодосии.

С появлением реалистического направления в живописи, романтический Айвазовский теряет свои позиции, говорили о том, что Айвазовский устарел. И всё же в это же время он писал новую картину, доказывающую обратное. Пример тому шедевры Айвазовского: «Радуга» (1873), «Чёрное море» (1881), «Среди волн» (1898).

Айвазовский в конце своей жизни сказал как-то: «Счастье улыбнулось мне». Жизнь его была полна, огромный труд и небывалый успех сопутствовали русскому художнику. Умер известный художник Айвазовский дома, похоронен рядом с древним армянским храмом.

Известные произведения Айвазовского Ивана Константиновича

Картина Чесменский бой (1848) представляет собой произведение жанра исторической батальной живописи. Появлению такового послужило назначение Айвазовского в 1844 году «живописцем Главного морского штаба». Айвазовский восторженно писал победы русских моряков. «Чесменский бой» - это важнейший эпизод русско-турецкой войны 1768-74 гг. В конце 70-х русская эскадра заперла турецкий флот в Чесменской бухте и практически уничтожила его. Русский флот потерял тогда 11 человек, когда турки – 10 тысяч. Граф Орлов возглавляющий флот писал тогда о победе Екатерине II: «Неприятельский флот мы атаковали, разбили, разломали, сожгли, на небо пустили, в пепел обратили: а сами стали быть во всём архипелаге господствующими». На картине изображён турецкий корабль в момент взрыва так эффектно, будто бы это иллюминация; турецкие моряки пытаются спастись на обломках корабля (в этом видны академические истоки живописи художника); Айвазовский вводит холодный свет луны, как контраст огненному зареву; шлюпка с корабля «камикадзе» приближается к флагману русского флота.

Картину «Радуга» относят к шедеврам, написана она в 1873 году и находится в Третьяковской галереи. Айвазовский искусно изображает прозрачную, чуть светящуюся радугу на грозовом фоне, путём сочетания оттенков различных цветов. Тут же в шлюпке спасаются люди, на переднем плане картины – более светлом. Один из спасшихся указывает рукой на радугу. Корабль, столкнувшийся с рифами, погружается в морскую пучину. Мастерски изображены морские волны, с ветром, срывающим пену, водяными брызгами.

Чёрное море (1881).  Характерные для Айвазовского солнечные лучи, пробивающиеся сквозь грозовые тучи. Робкий силуэт корабля на фоне морской стихии, наполненной мощью. Линия горизонта делает море и небо одним целым, на переднем плане набегают молнии, когда вдали море кажется спокойным. Задают ритм картины гребни ближайших волн, сильно высветленные, параллельными рядами уходящие вдаль.

Не менее известным произведением является картина Айвазовского – «Среди волн» - написанная в 1898 году. Эта картина, как и многие другие картины художника, находится в Национальной картинной галерее им. И.К. Айвазовского в Феодосии. Картина написана оттенками серого и голубовато-зелёного цветов, в характерной манере позднего Айвазовского. Луч солнца, пробивающийся сквозь тучи, просвет на волнах – предвещают скорое затишье непогоды.  Эта картина была написана на восемьдесят втором году жизни художника, не утратившего, однако, твёрдость руки.

Шедевр Айвазовского И.К. – картина «Девятый вал»

Картина «Девятый вал» написана Айвазовским в 1850 году, хранится в Государственном Русском музее Санкт Петербурга. Популярность картина завоевала сразу же после первого показа в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Популярность этой картины сравнивают с популярностью произведения Брюллова «Последний день Помпеи». Обе эти картины представляют собой расцвет романтизма в русской живописи. Айвазовскому свойственны эксперименты с «романтически» яркой палитрой, световыми и цветовыми эффектами, прозрачность воды необыкновенная. В сюжете картины гребень девятого вала поднимается грозно над людьми, пытающимися спастись на обломках корабля. В древности считалось, что в идущих волнах самой сильной является девятая волна. В картине видна неизбежная гибель, однако яркое солнце прорывающее завесу туч и брызг обещает умиротворение стихии. Академизм присутствует в картине. Это видно из точно построенной композиции картины, скорее красивой, нежели трагической сцены. Колорит картины яркий, отражает всю остроту эмоций.  сюжета. Картину художник исполнил за 11 дней. Айвазовский отличался быстрым письмом, не писал с натуры, а следовал грёзам воображения. Лишь в последние годы старался следовать реалистическому направлению.

  • Чесменский бой
  • Чёрное море
  • Среди волн
  • Радуга
  • Девятый вал
  • Буря на Ледовитом океане
  • Десант в Субаши
  • Морской пейзаж
  • Неаполитанский залив утром
  • Путешествие Посейдона по морю
  • Сотворение мира
  • Всемирный потоп
  • Венеция

 
Copiright © 2013-2015 г
Яндекс.Метрика