12 мая (24 июня по новому стилю) 1830 год, Москва – 26 сентября (8 октября) 1897 год, Москва
Пейзажист-лирик. Создатель первых истинно национальных пейзажей в России. Обучал многих художников того времени. Он писал «пейзаж настроения».
Отец его, Кондратий Артемьевич Соврасов (так писал свою фамилию отец художника), был мещанином. Благодаря долгому и кропотливому труду Кондратий Артемьевич получил «звание» купца третьей гильдии. Саврасов получил от отца суровое воспитание, предполагалось, что он пойдёт по стопам отца. Однако с детства художник был наделён талантом, его рисунки пользовались большим спросом и их сбывали на Никольской и у Ильинских ворот.
Дважды Саврасов поступал на учёбу в Московское училище живописи и ваяния. Первый раз в 1844 году, учёбу пришлось оставить из-за болезни матери, её сразила чахотка. В 1848 году он вновь поступает в Училище. Отец не разделял интересов сына к живописи, он даже выселил сына с картинами на чердак. Тут вмешался московский обер-полицмейстер генерала И. Лужина. В итоге Саврасов успешно сдаёт экзамены и поступает в Училище. Наставником юного живописца был замечательный педагог пейзажного класса Карл Рабус (его имя было забыто). Карл Рабус был известной фигурой в мире искусства в те времена. Его одноклассником был Брюллов, его другом был немецкий романист Л. Тик, А Иванов, Н. Гоголь, А Венецианов. Благодаря своему наставнику Саврасов из дилетанта превратился в художника.
В 1850 году Саврасов пишет две картины – «Вид Московского Кремля при луне» и «Камень в лесу у “Разлива”. Вид в имении И.Д. Лужина близ станции Влахернская». За эти полотна Саврасов получил официальное звание художника. Художнику сопутствовал ошеломительный успех. На него обратила внимание в 1854 году великая княгиня Мария Николаевна. Саврасов стал писать пейзажи на её даче, расположенной между Петергофом и Ораниенбаумом. Тогда же, в 24 года, он стал академиком.
Конец 1850-х годов полон успехов в творчестве молодого живописца. В 1857 году, после смерти Рабуса, Саврасову предлагают возглавить пейзажный класс в Московском училище живописи и ваяния. Четверть века Саврасов обучает юных художников. Известными стали его ученики К. Коровин и И. Левитан, продолживший дело своего учителя.
В 1857 году Саврасов женится на Софье Карловне Герц, сестре своего приятеля и одноклассника, Константина Герца. Другой её брат Карл Герц, основатель кафедры истории и искусств в Московском университете, он также был известным археологом и секретарём Общества любителей художеств. Саврасов состоял в этом Обществе и за счёт Общества съездил на лондонскую Всемирную выставку в 1862 году. В 1860-х годах вёл активный образ жизни в мире искусства, в различных источниках упоминается его имя. Он был ответственным за перевозку шедевра А. Иванова «Явление Христа народу» из Петербурга в Москву в 1862 году; в 1862 году общался на равных с известным по всей Европе швейцарским художником А. Каламом; в 1867-м году был на парижской Всемирной выставке; в 1869, совместно с художником В. Пукиревым, выпустил учебник «Курс рисования»; в 1860-х годах участвовал в открытии Товарищества передвижных художественных выставок и после был членом его правления.
Близким другом Саврасова был живописец В. Перов. Они вместе обучали молодые дарования и вместе работали. Саврасов доверял Перову и тот вносил последние штрихи в картины художника – «Печерский монастырь под Нижним Новгородом». Считается, например, что Саврасов написал пейзаж для картин Перова «Птицелов» и «Охотники на привале».
Самым большим и ошеломительным успехом Саврасова были «Грачи». Эту картину он показал на I выставке передвижников. История этой картины связана с поездками русского художника на Волгу (в начале 1870-х годов), художник много ездил по Волге и написал целую серию пейзажей.
Жизнь художника в дальнейшем складывалась трагически. У него не было собственного жилья (он жил на казенной квартире от Училища), он испытывал большие материальные трудности. Четверо его детей умерли в младенчестве. О картинах публика отзывается не однозначно, картины получают негативные оценки. Так с 1881 года русский художник больше не участвует в выставках. Левитан писал о том, что великий русский художник чужд и в своей семье.
Саврасов пристрастился к алкоголю, у него начинают болеть глаза. В 1876 году от него ушла жена с детьми. В заключение его уволили из Училища, отобрав казенную квартиру. Началось «хождение по мукам» художника, он ночевал в ночлежках. В таких условиях Саврасов завёл новую семью. Гражданская жена, Е.М. Моргунова, родила двоих детей. Саврасов опускался всё ниже. Однако он не оставил живопись. Отдавал свои картины чуть не задаром. И несмотря не на что он оставался великим живописцем, о чём свидетельствует изданный в 1894 году альбом саврасовских рисунков. Умер он в отделении для бедных 2-й городской больницы.
Известные произведения Саврасова Алексея Кондратьевича
Картину «Лосиный остров в Сокольниках» Саврасов написал в 1869 году, находится она в Государственной Третьяковской галерее, в Москве. Этой картиной заканчивается творческий период жизни русского художника 1860-х годов. Картина отличается эмоциональностью и религиозным утверждением «земли» и «неба». Это воплощение реализма и метафизики, а не просто любование природой. Саврасов написал целую «энциклопедию» Подмосковья, дошедшую до наших дней. Картина «Лосиный остров» принесла первую премию русскому художнику на конкурсе Общества любителей художеств, в 1870 году, и была куплена П. Третьяковым.
Основной символ картины сосновый лес, делающий картину монументальной и соединяющий небо и землю в одно целое. Мастерски выполнена голубоватая дымка, курящаяся над влажной низиной, что было достигнуто приёмом лессировки. Реалистичность картине придают тщательно выписанные детали – сонные коровы, лесная растительность. Набегающие тучи придают тревожный образ пейзажу.
Картина «Печерский монастырь под Нижним Новгородом» (1871), Нижегородский государственный художественный музей. Этой картиной была открыта «волжская» серия картин художника, созданной в самый плодотворный период его творчества. Тема Волги была продолжена, одним из лучших учеников Саврасова, Левитаном. Картина исполнена в жанре «лирического» пейзажа, которому свойственны одухотворённость, щемящее настроение. На заднем плане картины открывается Волга – с её голубой водой, островами, широкими песчаными отмелями и берегами. Композиционный центр картины – колокольня и голубые купола белокаменного монастыря. Картина полна жизни, тут и скворечники, и развешенное на верёвках бельё, вьющийся дымок из трубы. Изображённая Саврасовым слобода приглашает зрителя к сопричастности, кажется, будто возможно сбежать с косогора, ведущего к монастырю.
Ещё одна известная картина Саврасова «Просёлок», её художник написал в 1873 году. Является новаторским произведением живописи 1870-х годов. Художник запечатлел одно мгновенье – мгновенье между только что закончившимся ливнем и солнцем, которое вот-вот должно вспыхнуть в небе. В этой картине русский художник мастерски написал воздух, что вообще присуще стилю саврасовских работ. Сам художник не был очень доволен своей работой. Её он выполнил в духе импрессионизма. Работа была подарена другу И. Прянишникову, одному из участников Товарищества передвижных выставок. Так картину зритель увидел уже в 1893 году.
Картина как будто светится и переливается. Краски в ней тёплые и тона плавно переходят из одного цвета в другой. Топкий и грязный просёлок превращается в некий эстетический эталон, создаёт художественный сюжет. Деревья тянутся к небу в предчувствие появления солнца, очертания их слегка размыты.
Картину «Радуга» А.К. Саврасов исполнил в 1875 году, находится она в Государственном Русском музее, в Санкт-Петербурге. Это одна из картин, представляющих серию саврасовских «радуг». Глубокая тишина отражена в картине, умытый мир как будто застыл и задумался. Здесь виден поиск идеала в обыденном. Приглушен колорит, радуга еле заметна, однако сюжет картины полон очарования. На заднем плане изображены бедные селения. Скудная лестница, перед которой остановилась крестьянка, делается лестницей в небо. Во всех картинах Саврасов пишет птиц.
Природа вечно дышит. Всегда поёт и песнь её торжественна
А.К. Саврасов
Шедевр Саврасова А.К.– картина «Грачи прилетели»
Картина исполнена в 1871 году и хранится в Государственной Третьяковской галерее, в Москве. Интерес к «национальному» пейзажу проявился уже на I Передвижнической выставке в 1871 году. «Грачи прилетели» стали откровением для посетителей нашумевшей выставки. Шедевр Саврасова стал символом целой эпохи в русском изобразительном искусстве.
Пейзаж “Грачи прилетели” есть лучший, и он действительно прекрасный, хотя тут и Боголюбов, и барон Клодт, и Шишкин. Но всё это – деревья, вода и даже воздух, а душа есть только в “Грачах”
И. Крамской
В этой картине искусно выстроена перспектива, высветленные тона, взгляд утопает в просторах русской весны. В картине нет заброшенности, манера Саврасова сближать следы деятельности человека с природой – тёплый вьющийся дымок указывает на то, что где-то рядом живут люди. В центре изображена заурядная, с облупившейся краской колокольня. Верба – символ воскресенья, бессмертия жизни. Поэтизируются берёзы, неказистые, в ветвях которых прилетевшие грачи вьют гнёзда. По определению Б. Асафьева, художнику в этой работе свойственна «тончайшая и глубоко-мелодическая чуткость».
- Вид в Швейцарских Альпах (гора Малый Рухен
- Камень в лесу у "разлива"
- Лосиный остров в Сокольниках
- Печорский монастырь под Нижним Новгородом
- Просёлок
- Радуга
- Грачи прилетели
- Оттепель. Ярославль
- Просека в сосновом лесу
- Рожь
- Разлив Волги под Ярославлем
- У ворот монастыря
- Волга близ городца