• Знаменитые русские художники
  • Знаменитые русские художники

Маковский Владимир Егорович

26 января (7 февраля по новому стилю) 1846 год, Москва – 21 февраля 1920 год, Петроград

Владимир Егорович Маковский. Автопортрет Выдающейся мастер бытового жанра живописи, реалист. Писал картины-новеллы.

Маковский родился в семье, живущей искусством. Отец, Егор Иванович Маковский достиг хороших результатов в живописи. Он был бухгалтером Экспедиции Кремлёвских строений, за сбережённые средства приобретал высокохудожественные гравюры и картины. В его собрании присутствовали первые оттиски гравюр Рафаэля, Рубенса и Рембрандта, рисунки Брюллова, Кипренского. Мать, Любовь Корнилиевна Маковская (урождённая Молленгауер) прекрасно пела. Обладательница редкого по силе и красоте тембром голоса, с красивой внешностью, выступала перед публикой и имела большой успех. Брат, Константин Егорович Маковский так же стал выдающимся художником.

Владимир Маковский унаследовал от своих родителей и талант к рисованию, прекрасный слух и красивый голос. С детства, как и его родители, Маковский любил искусство. Его мечтой было стать художником, несмотря на уговоры матери выбрать более твёрдую профессию.

В 1862 году Владимир Маковский поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. За время успешной учёбы в училище он создал несколько картин. В 1862 году на выставке в училище была показана его первая картина «Мальчик, продающий крас». Маковский стал продолжателем известных русских жанристов – А.Г. Венецианова и В.А. Тропинина, П.А. Федотова и В.Г. Перова. Маковский учился у педагогов – Е.С. Сорокина и С.К. Зарянко.

В 1866 году Маковский окончил Московское училище живописи, ваяния и зодчества с Большой серебряной медалью, в звании художника 3-й степени.

После окончания учёбы Маковский работает над картиной «Крестьянские мальчики в ночном стерегут лошадей», как участник конкурса на большую золотую медаль. В 1969 году он получает золотую медаль за экспрессию и звание классного художника 1-й степени. В это же время он много рисует с натуры, участвует в создании «Альбома видов и сцен из русской жизни» ("Автографы московских художников", 1867) наряду с другими известными художниками.

В 1870 году состоялась выставка Маковского, на ней экспонировалась картина «В приёмной у доктора». Работа эта имела широкий успех и Маковскому пророчили будущие известного художника-жанриста. За картину «Любители соловьиного пения» автор получает первую премию от Общества поощрения художеств и удостаивается звания академика. Позднее эти две картины участвовали на всемирной выставке в Вене.

Эти картины занимали очень почётное место на выставке

В.В. Стасов

В 1872 году в Москве организовывалась выставка к двухсотлетнему юбилею Петра I. Для этой выставки готовили «Севастопольский альбом», оформителями были В.Е. Маковский и И.М. Прянишников. Специальная комиссия разработала тематику альбома. Картины выполнялись жидким маслом по картону. Альбомы со снимками с этих картин были выпущены потом под названием «Эпизоды Севастопольской жизни 1854-1855 года».

В 1872 году Маковский вступает в Товарищество передвижных художественных выставок, а через год становится членом Правления. Он был ярым противником искажения действительности в изобразительном искусстве.

Маковский рано женился и жил в доме отца, всячески поддерживающего молодого художника. Для того чтобы заработать на жизнь Маковский выполнял много заказов: заказы от иллюстрационных изданий, роспись плафонов, иконопись.

Юмористические сюжеты картин сменяются тревожными. Художник отражал в картинах человеческую несправедливость, изображал униженных и оскорблённых, убогую жизнь городской бедноты, яркие контрасты между беднотой и богатством. Зрелые работы Маковского отличаются композиционным мастерством, жизненной наблюдательностью, режиссерским построением сцен.

Маковский решительно может считаться первым московским художником

В.В. Стасов

С 1882 по 1894 годы Маковский преподавал в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Ему сопутствовал наивысший успех художника, период творческих дерзаний, зрелости мастерства. Он продолжал создавать новые произведения на злободневные темы из жизни трудового народа. Большого успеха добился в портретном жанре, безукоризненные в рисунке, композиционном построении, живописные и завершённые, содержательные и человечные. В 1880-1890-е годы Маковский написал лучшие портреты близких ему людей.

Русский художник ездил каждый год на Украину, Волгу, в Крым. В поездках делал этюды, наброски, рисунки, писал картины.

Особое место в художественном наследии Маковского занимают иллюстрации. В различные периоды творчества художник иллюстрировал произведения Пушкина, Гоголя, Лермонтова. Как правило, он выбирал те моменты в литературном повествовании, которые позволяли ему наиболее полно раскрыть характер героев, показать конкретную обстановку, в которой они живут и действуют.

Маковский был широко известен публике, получал регулярное жалование, жил на казённой квартире при училище. Картины его высоко ценились. Их быстро покупали для крупных художественных музеев и в частные коллекции. Будучи весёлым и общительным Маковский принимал по вечерам в своём доме представителей передовой интеллигенции. Его гостями были художники, артисты, музыканты, учёные.

В 1894 году художник переезжает в Петербург. С этого момента до конца жизни он работал руководителем жанровой мастерской в Высшем художественном училище Академии.

В 1896 году художника пригласили присутствовать на коронации императора Николая II в Москве, где он стал свидетелем трагедии на Ходынском поле. Гибель сотен людей потрясла Маковского; его впечатления отразились в картине «Ходынка» (1901), которая долгое время была запрещена цензурой.

В 1918 году, после Великой Октябрьской революции, Владимиру Егоровичу Маковскому была назначена пенсия, и он был освобожден от работы в Академии. Он продолжает жить в Петрограде и до последних дней не оставляет творческой работы.

Известные произведения Маковского Владимира Егоровича

Картина «Ночное» написана в 1879 году, находится в Государственном Русском музее, в Санкт-Петербурге. Тема создания картины возникла по мотивам рассказа Тургенева «Бежин луг». Творчество Тургенева было очень близко Маковскому. Но картина не является иллюстрацией рассказа. Поэтические образы крестьянских детей отображены во всём творчестве русского художника.

На полотне мы видим семерых крестьянских мальчиков и девочку. Один мальчик что-то рассказывает, остальные с интересом слушают. Дети изображены на фоне раннего летнего утра, вдали пасущихся лошадей – тургеневские черты.

Картина «На бульваре» написана в 1886-1887 годах, находится в Государственной Третьяковской галерее, в Москве. Сюжет картины раскрывает проблему отъезда крестьян на заработки в город, когда глава семьи покидал постарелых родителей и жену с детьми. Так рушился жизненный уклад русских деревень.

Перед зрителем молодая пара на улице, больше им негде увидеться. Молодой муж, ставший вполне городским, играет на гармошке, словно бы не обращает внимание на проблемы приехавшей жены. Она сидит согнувшись от печали и безысходности.

  • Ночное
  • На бульваре
  • Ночлежники. Ночлежный дом в Москве
  • Свидание
  • Варка варенья
  • В избе лесника
  • В сельской школе
  • В жаркий день
  • Девочка с гусями
  • Девушки, освещённые солнцем
  • Мать и дочь

 
Copiright © 2013-2015 г
Яндекс.Метрика