• Знаменитые русские художники
  • Знаменитые русские художники

Левитан Исаак Ильич

18 августа (30 августа по новому стилю) 1860 год, посад Кибарты (ныне этот город находится в Литве) – 22 июля (4 августа по новому стилю) 1900 год, Москва

Девитан И.И. АвтопортретЛевитан родом из интеллигентной еврейской семьи, его дел был равином. Отец художника, Илья Абрамович, должен был стать равином, но предпочёл светскую службу на железной дороге, выполняя обязанности переводчика, контролёра, кассира. Позднее он стал учителем. Всего в семье было четверо детей и родители, чтобы дать им достойное образование, отправились в 1970 году в Москву. В Москве семью постигли материальные трудности. В этих условиях отец поддерживал увлечение двух своих сыновей, старшего сына Адольфа (Авеля) и младшего Исаака, живописью. Так в 1873 году Левитан вместе с братом поступает в Московское училище живописи, ваяния и зодчества.

с этого времени биография художника хорошо известна из рассказов знавших его людей. О детстве Левитан не говорил, письма был уничтожены после его смерти.  Московское училище живописи, ваяния и зодчества воспитывало художников под руководством передвижников, что давало возможность юным дарованиям отойти от классицизма и академизма, насаждаемых в Академии художеств. С 1874 года Левитан обучается в пейзажной мастерской А. Саврасова, который видел в своём ученике огромное дарование. Левитан много пил, что стало причиной его ухода из училища. С 1882 года русский художник берёт уроки уже у нового учителя – В. Поленова.

В 1875 году художник потерял мать, а спустя два года – отца. Его жизнь становится тяжёлой, у него нет денег не только на краски (училище выдавало ему их), ему приходится голодать.  В 1879 году Левитану назначают стипендию генерал-губернатора Москвы, а П. Третьяков за сто рублей купил картину Левитана «Осенний день. Сокольники». Когда художник нашёл средства на жизнь, его постигло новое несчастье – после соловьёвского покушения на Александра II всех евреев выселили из Москвы. Художник жил под Москвой, а на занятия ездил на «чугунке». Выгоняли Левитана из Москвы и в 1892 году, в это время он был уже не учеником, а известным художником. Тогда друзья помогли ему вернуться.

Лето в Подмосковье было счастливым временем для художника. Художник влюбился в природу, подарив нам целую серию великолепных пейзажей. В 1875-76 годах он находился в Бабкине, недалеко от Нового Иерусалима. Там же жило семейство Чеховых. Долгой дружбой с А.П. Чеховым Левитан обязан брату Чехова – Николаю, с которым вместе учился в училище.

В 1884 году Левитан оставил училище, получив диплом неклассного  художника, что давало ему лишь возможность быть учителем рисования.

Левитан знакомится с Савой Мамонтовым и художниками абрамцевского кружка. Здесь, для открывшейся Частной оперы мецената, Левитан выполнил декорации к операм «Жизнь за царя» Глинки, «Снегурочка» Римского-Корсакова и «Русалка» Даргомыжского (часть из них по эскизам Поленова и Васнецова). На заработанные деньги русский художник совершил в 1886 году поездку в Крым, после чего в его живописи зазвучали новые краски.

С 1887 года Левитан осваивает Волжский край. Четыре лета подряд он ездит на Волгу. Вместе с Левитаном ездила С.П. Кувшинникова – художница, музыкантша, актриса и просто экстравагантная женщина. Восемь лет длились романтические отношения художника с Кувшинниковой. Чехов отразил их отношения в своём рассказе «Попрыгунья».

За годы, проведённые с Кувшинниковой, Левитан создал множество своих знаменитых картин, утвердившись в роли знаменитого русского живописца. В 1894 году он расстался с Софьей Петровной, бросившись с головой в новый роман – с А.Н. Турчаниновой. Дочь её была страстно влюблена в Левитана. Всё кончилось тем, что в 1895 году Левитан стрелялся.

Это была не первая попытка художника свести счёты с жизнью, таков был у него характер – легко впадал в гнев, в отчаяние, в страшную хандру, в раскаяние.

Захандрил без меры и грани, захандрил до дури, до ужаса.

И. Левитан.

Слава Левитана росла. П. Третьяков покупал картины художника. В 1891 году Левитан – член Товарищества передвижников. В 1897 году – член мюнхенского Сецессиона. В 1898 году Левитан стал академиком живописи и преподавателем родного Училища живописи и зодчества. В 1890-х Левитан совершил несколько путешествий по Европе. Он внимательно следил за всем новым, что происходило в мире художественного искусства, сблизился с лидерами новорождённого «Мира искусства» - С. Дягилевым и А. Бенуа. Жизни ему не хватило, сердце отказывалось служить.

Известные произведения Левитана Исаака Ильича

Картина «Берёзовая роща» написана в период с 1885 по 1889 годы, находится в Государственной Третьяковской галерее, в Москве. Хотя картина была задумана гораздо раньше, Левитан закончил её под впечатлением Плеса на Волге. В этой картине ярко выражен импрессионистский стиль письма, Левитан к концу своей жизни почувствовал себя первым русским импрессионистом, к чему привело увлечение живописью барбизонцев и К. Коро.

Динамичности картины художник добился путём использования свободного мазка. Эта техника отвечает общей взволнованности творца, его влюблённости в то, что он видит перед собой.

Я никогда ещё так не любил природу.

И. Левитан в письме А.П. Чехову.

Ещё один приём импрессионистской техники в исполнении этой картины – обрезанность деревьев границами картины. Деревья объединены в отдельные группы, разбросанные в пространстве картины, что делает берёзовую рощу необыкновенно живой. Оживляет изображение и игра света и тени, колорит же напротив – сдержанный.

Картина «Вечерний звон» исполнена в 1892 году, хранится в Государственной Третьяковской галерее, в Москве. Год написания этой картины был счастливым в жизни Левитана. Стиль картины можно отнести к «церковному пейзажу», таких картин у художника несколько. Модель картины – Кривозёрский монастырь на Волге, не далеко от города Юрьевца. Двумя годами раньше Левитан исполнил этот же монастырь в своей картине «Тихая обитель». В новой картине Левитан уходит от излишней символизации, приблизившись к живой жизни.

На картине изображена высокая колокольня, взметнувшаяся над лесом, обозначает метафизическую вертикаль написанной художником жизни: от земли – к небу, от греховности – к святости. Как и во многих других картинах Левитана, небо, в розовых плывущих облаках, удваивается, благодаря отражению в тихой воде. В картине царит гармония, пронизанная тихим осенним светом, не нарушенная какими-либо контрастными сочетаниями.  Редко в каких картинах Левитана найдёшь людей, здесь же мы видим паром с паломниками, это придаёт картине реалистические черты. Композиция построена так, что река ведёт взгляд зрителя.

Картина «Владимирка» исполнена художником в 1892 году, находится в Государственной Третьяковской галерее, в Москве. Картина считается единственным социальным произведением художника. У неё достаточно интересная история. Левитана и С. Кувшинникову объединяла ещё и любовь к охоте. Однажды, во время охоты, проплутав по лесу весь день, они вышли на дорогу.

Да ведь это та самая Владимирка, по которой уже сотню лет люди идут в Сибирь!

И. Левитан.

Так родился замысел картины. С одной стороны она имеет революлюционную подоплёку, а с другой, она остаётся пронзительным образом русской земли.

Голубцы ставили безвестные мастера у дорог, чтобы прохожие могли сотворить у них молитву. Свинцовое непрозрачное небо с нависшими над дорогой тучами, грозящими близким ненастьем, задаёт скорбный мотив этой картины. Сама дорога, выписанная подробно и зримо, с массой вьющихся параллельно ей, исхоженных сотнями ног тропочками, с вбитой в неё навечно пылью, хранит в своей памяти многозвучный кандальный звон. Один из музыкальных элементов картины – среднерусский пейзаж с теряющимся вдали бесконечным горизонтом.

Картина «У омута» написана Левитаном также в 1892 году. Летом 1891 года художник и С. Кувшинникова приехали вместе с Ликой Мизиновой, близкой знакомой А. Чехова, погостить в тверское имение её дяди – Н.П. Панфилова. Поблизости располагалось Берновво, имение Вульфов, друзей Пушкина. Здесь бывал Пушкин. Он услышал рассказ о дочери мельника, которая бросилась в омут, когда помещик отправил её возлюбленного в солдаты. Так была создана знаменитая пушкинская «Русалка», а Левитан был полон решимости писать омут мельника. Левитан написал этюд. Для написания картины ему выделили большой зал в особняке. Картина получилась задумчивой, дышащей загадкой. Омут – сквозной образ русской культуры. С ним всегда связана какая-то тайна – несчастная любовь, а может ужасное преступление или же что-то ещё, недоступное нашему пониманию.

У каждого в жизни был свой омут.

И. Левитан.

Небо в картине Левитана наполнено тревогой, оно светится глубоким светом в разрывах облаков. Тёмные отражения в воде усиливают «мистическое» звучание картины. Как жизнь противостоит смерти, так сопоставляются –  застывшая гладь воды в правой части картины с бурлящей слева.

Шедевр Левитана И.И. – картина «Над вечным покоем»

Картина написана в 1894 году, хранится в Государственной Третьяковской галерее, в Москве.  Это одно из самых глубоких философски насыщенных произведений Левитана. В 1894 году, близ озера Уломан, где Левитан вместе с С. Кувшинниковой проводили лето, художник и задумал своё произведение. Древняя церквушка взята с этюда, сделанного в Плесе. Картина представляет зрителю противоположность торжественной жизни природы и бренности человеческого существования.

В ней я весь, со всей своей психикой, со всем моим содержимым.

И. Левитан в письме П. Третьякову о картине.

Пока Левитан писал картину, С. Кувшинникова играла ему Героическую симфонию Бетховена.

Передвижники воспели русский пейзаж, задвинутый до сели на второй план в живописи. Жанр пейзажа показывает пронзительную красоту не громкой русской природы.

Появилась лирика в живописи пейзажа и безграничная любовь к своей родной земле…

И. Левитан о своём учителе – С. Соврасове.

На картине остров, словно брошенный могучей рукой в гущу разлившихся вод, соотносится с человеческой жизнью, теряющий свой смысл среди вечного безмолвия бесконечных пространств. Три стихии представлены на холсте – тёмная вода, промокшая земля и беснующееся небо; именно они формируют грозный образ природы, характерный для этой работы. Насквозь промокшие луга, протянувшиеся  до горизонта, добавляют бесприютности.  Старое кладбище с валящимися во все стороны крестами напоминает о бренности человеческой жизни. В окне старой церкви примостился огонёк, указывающий на путь к вечности.

  • Луг на опушке леса
  • Осень. Мельница. Плес
  • Ранняя весна
  • В крымских горах
  • Берёзовая роща
  • Над вечным покоем
  • Вечерний звон
  • У омута
  • Владимирка
  • Март
  • Осенний день. Сокольники
  • После дождя. Плес
  • Сумерки. Стога
  • Свежий ветер - Волга
  • Туман. Осень
  • Вечер золотой. Плес
  • Весна. Большая вода
  • Золотая осень

 
Copiright © 2013-2015 г
Яндекс.Метрика