• Знаменитые русские художники
  • Знаменитые русские художники

Серов Валентин Александрович

7 января (19 января по новому стилю) 1865 год, Петербург – 22 ноября (5 декабря) 1911 год, Москва

Серов Валентин Александрович. 20 лет. АвтопортретПортретист. Трудился на рубеже XIX-XX веков. Писал портреты под заказ. Он совершил переход от реализма в новую живопись.

Отец художника, Александр Николаевич Серов, был знаменитостью – композитор, музыкальный критик. Александр Николаевич написал ряд популярнейших опер – «Юдифь», «Рогнеда», «Вражья сила». Им также был издан журнал «Музыка и театр». В доме Серовых бывали люди большого искусства, в этом кругу и прошло детство русского художника. Мать Серова, Валентина Семёновна (урождённая Бергман), была талантливой пианисткой. После знакомства с мужем она бросила консерваторию, увлеклась революционными идеями «шестидесятников», следовала убеждениям нигилистов.

В 1871 году, после смерти А. Серова, мать художника уехала в Мюнхен обучаться музыке. А юный Серов попадает в семью, доктора О. Когана, которая вместе с мальчиком переехала жить на хутор в смоленском имении Друцких (жена Когана была урождённой княжной Друцкой). После безуспешного внедрения в жизнь идей Чернышевского Коганы едут в Мюнхен, спустя год.

В 1874 году, заметив у сына художественные способности, Валентина Серова везёт его в Париж, где в это время находился Репин. Репин и стал первым учителем живописца.  В это же время Серова в Риме знакомится с меценатом С.И. Мамонтовым. В результате она везёт сына, совсем ещё юного, в Абрамцево, известную среду художников. Здесь Серова обучали такие известные художники как И. Репин, В. Васнецов, В. Поленов.

Серов рос не по дням, а по часам
В. Васнецов

Летом в 1880 году юный художник едет с И. Репиным в Крым и днепровские пороги. В этих местах И. Репин собирал материалы для своих «Запорожцев». Репин пишет письмо с прошением принять Серова в Академию художеств. Так в пятнадцать лет Серов становится вольнослушателем Академии. П. Чистяков, учитель многих известных художников, определил универсальную одарённость юноши.

В Академии Серов подружился С М. Врубелем и В. Дервизом. Каждый вечер они спешили в семейство тётки Серова, Александры Семёновны Симонович. Тут происходит влюблённость молодых людей. Врубель влюбился в Машу Симонович, которая была моделью для серовской «Девушки, освещённой солнцем». Дервиз – в Надю Симонович, а Серов – в воспитанницу Симоновичей, Олю Трубникову. В январе 1889 он женится, после женитьбы Дервиза.

Дружба трёх художников распалась. Они все покидают Академию художеств. Врубель уехал в Киев расписывать древние росписи Кирилловской церкви. Дервиз купил имение в Тверской губернии и обосновался там.

В 1888 году Серов добивается успеха на периодической VIII выставке в Москве. Русский художник представил зрителю три работы – «Девочка с персиками», «Девушка, освещённая солнцем» и «Заросший пруд. Домотканово». За первую картину Серов получил премию Московского общества любителей художеств, а вторую картину купил П. Третьяков.

В 1890 году судьба вновь свела Серова с Врубелем, когда он проживал в Абрамцеве. Врубель также был активным участником Абрамцевского художественного кружка. Тут же он знакомится с известным художником К. Коровиным. Эту дружбу Серов сохранил на всю жизнь. Они вместе работали. Их в шутку называли Коров и Серовин.

С 1890-х годов дабы поправить материальное положение художник пишет портреты на заказ и становится модным портретистом своего времени. Знатные богатые люди ожидали своей очереди, чтобы писаться у Серова. Русский  художник, однако, не украшал своих моделей. Он писал портреты императорской семьи. К Серову пришла настоящая слава.

С 1897 года Серов преподаёт в Московском училище живописи, зодчества и ваяния. Сначала он вёл натурный класс, а затем портретный. По характеру Серов был замкнут, немногословен, честный. Его уважали и признавали ученики и современники.

События 1905 года, когда казаки разгоняли безоружную демонстрацию, Серов изменился. Он стал резким, угрюмым, участвовал в строительстве баррикад, встречал политических заключённых, выпущенных из Таганской тюрьмы. Наконец, он сложил с себя звание академика, чему препятствовал Репин. Это послужило разрывом дружбы Репина и Серова навсегда. Русский художник больше не писал царя. А когда к занятиям в Училище не допустили будущую знаменитость, скульптора А. Голубкину, он оставил преподавательскую деятельность.

В 1911 году Серов едет в Домотканово. Там, решив тряхнуть стариной, принимает участие в игре в городки. У него случается сердечный приступ, и он возвращается в Москву. Заваленный работой, спешивший на сеанс портрета, он умирает от приступа стенокардии.

Его бравурность меня смущает, невольно вспоминается отец, собиравшийся на кануне смерти в Индию.
Валентина Серова

Известные произведения Серова Валентина Александровича

Картину «Девушка, освещённая солнцем» Серов написал в 1888 году, хранится она в Государственной Третьяковской галерее, в Москве. Моделью послужила его двоюродная сестра, Маша Симонович, в Демонтове, где отдыхал художник. Серов над портретами всегда работал долго.

Он всё писал – я всё седела. Я просидела три месяца!
М. Симонович

Художник любил эту работу, которая была написана в духе импрессионизма, не знакомого тогда художнику.

На лице девушки играет солнечный зайчик, спокойный взгляд, черты лица девушки выражают скромность. На пустынной дорожке солнечные пятна. Девушка облокотилась на старое дерево, подчёркивающее её молодость. Оттенки  белой блузки словно бы переливаются, чего больше не найдёшь в других картинах художника.

Картина «дети» создана в 1899 году, находится в Государственном Русском музее, в Санкт-Петербурге. В 1899 году Серов побывал на побережье Финского залива. Он приехал в Терноки к своему другу В.В. Матэ. Ему настолько понравилось это место, что он купил себе участок в деревне Ино, выстроил двухэтажный дом и приезжал туда каждый год. Матэ был известным гравером, академиком, профессором Академии художеств.  Здесь и создал художник одну из лучших своих картин, назвав её «Дети Саша и Юра». Он изобразил своих старших сыновей. Детская тема играет важную роль в творчестве художника. Ведь именно картина «Девочка с персиками» принесла художнику известность. Картину «Дети» художник исполнил в то время, когда у него было много заказов, но он иногда писал для себя, как будто отдыхая от «повинности». Так рождались тонкие творения мастера.

Младший мальчик смотрит лучезарным взглядом на зрителя с неподдельным любопытством, с небрежно падающими кудрями на лоб. Мальчик постарше увлечённо смотрит в морскую даль. Серов всегда искал характер героя портрета. Вот и здесь, изобразив позы мальчиков, он точно определил их характеры. В этой картине русский художник соединил два стиля – новый (написал небо широкими мазками) и прежний, с точной «деталировкой».

Известная картина «Пётр I» исполнена в 1907 году, находится в Государственной Третьяковской галерее, в Москве. В 1906 году к Серову обратился известный издатель и книгопродавец И.Н. Кнебель с просьбой написать картину из Петровской эпохи  для затеянных им изданий школьных исторических картин. Серов видел Петра ужасным, а не «слащавого оперного героя и красавца», как он писал. Картина вышла вовсе не школьная, а – грандиозная, хоть и не большая по размерам. Писал он темперой, чтобы картина не отличалась масляным блеском и лоском. Искусствоведы писали о «подлинности» этой картины. Многие же воспринимали «Петра» как карикатуру.

Он был страшный, длинный на слабых, тоненьких ножках, и с такой маленькой, по отношению к туловищу, головкой, что должен был похадить на какое-то чучело с плохо приставленной головой…
В.А. Серов

Три фигуры почти «сдуваемые» ветром, противопоставлены не знающему сомнений царю.  В гавани стоят корабли – символ преобразований Петра. Шагающий на их фоне царь словно устремляется в окно, «прорубленное» им  в Европу.

Картина «Портрет Иды Рубинштейн» (1910), Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.

Эта картина подтверждает то, что Серов был художником, который не останавливается на достигнутом, а искал новое.

Он всё время был в исканиях
М. Добужинский

Эта картина дважды выставлялась. На выставке «Мира искусства» в 1911 году и на международной художественной выставке в Риме. Её купил музей Александра III (сейчас мы знаем его как Русский музей). По поводу этой картины возникали скандалы.

Ида – гальванированный труп
В цикле его работ это вещь неудачная, но как она выделялась, когда судьба забросила её на базар декадентщины
И. Репин

Суриков назвал «Иду» - «безобразием». Некоторые даже требовали изъять картину из музея.

И я рад, ибо в душе – скандалист, - да и на деле впрочем
В. Серов

Критические толки возникали не из-за наготы героини. Современники говорили о «надругательстве» над красотой. Ида Рубинштейн была непрофессиональной танцовщицей в Париже, в русском балете Дягилева. Воплощала образ «роковой женщины». Увидев Иду в роли Клеопатры, Серов загорелся писать её.

Монументальность есть в каждом её движении – это просто оживший архаический барельеф!
В. Серов

Ида позировала Серову в домашней церкви Ля Шапель, где тот писал занавес для дягивевского балета «Шехеразада» на музыку Римского-Корсокова. Работой своей Серов был доволен, действительно картина стала «переломной» в истории изобразительного искусства.

Контуры тела женщины Серов исполнил по принципам древнеегипетских и ассирийских рельефов. Чуть запрокинутая голова с падающей на шею копной волос неестественно вывернута – тем самым подчёркнута искусственность самой позы.

Рот как у раненой львицы
В. Серов

Серов сделал тело танцовщицы бесплотным, плоским.

Шедевр Серова В.А. – картина «Девочка с персиками»

Картина, принёсшая известность художнику была написана в 1887 году, находится в Государственной Третьяковской галерее, в Москве. Самое счастливое время (со слов самого русского художника) была весна 1887 года, проведённая в Италии. Истосковавшись по работе, он возвращается в Москву и сразу же едет в Абрамцево, где и был создан шедевр «Девочка с персиками». Моделью для картины послужила 12-летняя дочь Савы Мамонтова – Вера. Очаровательную девочку, Веру, писали многие известные художники – Репин, Васнецов, Врубель. Но зрителю знаком именно образ созданный Серовым. Портрет, написанный на одном дыхании, отражает молодость, чистоту, радость жизни. Самому художнику в это время было 23 года. Первое название картины звучало просто – «Портрет Веры Мамонтовой». Своё «настоящее» название картина получила на VIII периодической выставке в Москве, прошедшей в декабре 1888 года. И. Грабарь, увидевший картину, восхищённо воскликнул: «Девочка с персиками!»  Это было время воспевания юности.

Это был тип настоящей русской девушки по характеру, красоте лица, обаянию
В. Васнецов

Композиционным центром картины является лицо девочки, с лукавым взглядом, чуть искоса глядящей на зрителя. Из окна струится свет, а за окном – знаменитый абрамцевский парк.  На стене играет солнечными бликами майоликовое блюдо. Известно, что С. Мамонтов хотел возродить майоликовое искусство и даже открыл мастерскую, где работали многие известные художники. Свет играет яркими пятнами на всех предметах и на скатерти, поражая цветовыми переливами. Сама картина написана в холодных голубоватых тонах. Но художник нашёл равновесие, изобразив фрукты с листьями в тёплых тонах. Необыкновенен и колорит блузы девочки, она будто перламутровая, не ней также играет свет, подчёркивая голубые и сиреневые тона.

  • Заросший пруд. Домотканово
  • Портрет композитора А.Н. Серова
  • Портрет художника К. Коровина
  • Девушка освещённая солнцем
  • Дети
  • Пётр I
  • Ида Рубинштейн
  • Девочка с персиками
  • Мика Морозов
  • Портрет княгини З.Н. Юсуповой
  • Купание лошади
  • Выезд императора Петра II и царевны Елизаветы Петровны на охоту. 1900
  • Пётр I на псовой охоте. 1902
  • Стригуны на водопое. Домотканово
  • Зимой
  • Похищение Европы

 
Copiright © 2013-2015 г
Яндекс.Метрика