• Знаменитые русские художники
  • Знаменитые русские художники

Суриков Василий Иванович

12 января (24 января – по новому стилю) 1848 г., Красноярск – 6 марта (19 марта) 1915 года, г. Москва

Автопортрет Сурикова В.И.В своих картинах русский художник отразил страшную действительность минувшей истории. Он писал так, будто был современником далёких эпох. Ему по праву принадлежали главные роли в живописи конца XIX века. Сюжеты картин были взяты из суровой сибирской действительности, в которой прошло детство В. Сурикова.

В. Суриков со стороны обоих родителей принадлежал к старинным казачьим родам. Со стороны отцовской линии предки русского живописца пришли с Дона чуть ли не с Ермаком. Отец, Иван Васильевич Суриков, служил губернским регистратором. Мать, Прасковья Фёдоровна, урождённая Торгошина. В. Суриков всегда гордился своим происхождением, в сущности, определившее роль художника в русской живописи, оживлявшего мир ушедших эпох.

Всё, что известно о детстве В. Сурикова и написании его полотен, собрал поэт М. Волошин. В 1913 году им была опубликована монография о Сурикове, которая была заказана ему И. Грабарем. Поэт собирал сведения, встречаясь с русским живописцем.

«Жёсткая жизнь в Сибири была. Совсем XVII век»
В.И. Суриков

Русский живописец рано потерял отца, и семья оказалась в тяжёлом материальном положении. Мать, Прасковья Фёдоровна, сдавала верхний этаж дома жильцам. Она была мастерицей на все руки, благодаря чему зарабатывала на жизнь.

В 1861 году, окончив Красноярское уездное училище, В. Суриков поступил на службу – канцеляристом в губернское управление. В это время судьбу художника предопределил его наставник – учитель рисования Красноярского уездного училища Н. Гребнев. Суриков говорил позднее: «Гребнев чуть не плакал надо мной».

Помог поступить в Академию художеств юному живописцу красноярский губернатор П. Замятин, отправивший в Петербург ходатайство (вместе с рисунками). Так В. Суриков становится студентом Академии художеств, однако стипендию ему не выплачивали. Все расход на проживание в Петербурге юного художника, на всё время учёбы, взял на себя золотопромышленник и коллекционер П. Кузнецов. В те времена купцы, имена которых помнят до сих пор, не жалели денег на культурную и образовательную работу. В итоге в 20-летнем возрасте, накануне 1869-го года, Суриков с рыбным обозом Кузнецова едет в Петербург. Дорога продолжалась два месяца.

Перед тем как поступить в Академию В. Суриков учится рисовать с гипсовых слепков в Обществе поощрения художеств, после чего становится вольнослушателем в Академии художеств. В августе 1870 года, пройдя самостоятельно программу обучения 3-х лет – Суриков становится полноправным студентом.

Учёба в Академии была достаточно успешной, но Большой золотой медали В. Сурикову не дали, что вызвало возмущение со стороны наставника русского художника, П. Чистякова, пророчившего своему ученику великое будущее. Через полгода Суриков, всё-таки предлагают стажировку за границей, но тот остаётся в России расписывать храм Христа Спасителя в Москве. Суриков был человеком твёрдого характера и несгибаемой воли, так что он умел отказывать. Трижды (в 1893, 1901 и 1907 годах) Суриков отказывался от преподавания в Академии и Московском училище живописи, зодчества и ваяния, предпочитая творческую свободу. Известная история: когда жена Сурикова была при смерти, Лев Толстой, всю жизнь озабоченный проблемой смерти, повадился ходить к ней и выспрашивать о смерти, - в какой-то момент Суриков не выдержал и спустил великого романиста с лестницы.

Работая  над фресками храма Христа Спасителя, Суриков не стал больше нуждаться в деньгах. Русский художник навсегда остаётся в Москве.

«Я как в Москву приехал прямо спасён был. Старые дрожжи, как Толстой говорит, поднялись»
В.И. Суриков

Здесь суриков пишет свою знаменитую историческую «трилогию» - «Утро стрелецкой казни», «Меншиков в Берёзове», «Боярыня Морозова».

1871 год – год новых исканий в изобразительном искусстве. В это время возникает Товарищество передвижнических художественных выставок. После показа, на одной из них, картины – «Утро стрелецкой казни» в 1881 году – Суриков стал активным участником Товарищества. Спустя 26 лет русский художник в 1907 году уходит из него, осознав, что движения является «тормозом» дальнейшего развития изобразительного искусства.

В 1878 году В.И. Суриков женился на Елизавете Августовне Шаре, родственнице декабриста П. Свистунова. В их семье родилось две дочери, старшая, Ольга, впоследствии вышла замуж за известного «бубнововалетца» П. Кончаловского. Суриковы прожили вместе 10 лет. После смерти жены Суриков впадает в тяжёлую депрессию. В мае 1889 года он едет с детьми в Красноярск, собираясь уже не возвращаться оттуда.

На «малой родине» Суриков излечился от тоски. Его брат Александр Иванович, заставил художника взяться за работу. Результатом работы была картина «Взятие снежного городка».  Увлечённый работой русский художник возвращается в Москву. И 1890-х годах на передвижнических выставках появляются новые шедевры Сурикова.

В 1890-х годах художник много путешествует. Он успел побывать в Италии, Франции, Испании, Швейцарии, а также в Крыму, на Оке и на Волге. В последние годы жизни Суриков много работает. Он сделал наброски к картинам «Красноярский бунт», «Пугачёв», «Княгиня Ольга». Для того чтобы закончить эти картины ему не хватило времени, жизни.

В 1915 году, когда поэт Волошин познакомился с В.И. Суриковым, был написан последний автопортрет, в Крыму.

Известные произведения Сурикова Василия Ивановича

Картина «Утро стрелецкой казни» была создана в 1881 году и хранится она в Государственной Третьяковской галерее, в Москве. На картине художник показал казнь участников последнего стрелецкого восстания, устроенную по повелению и под присмотром молодого царя Петра I. Так было остановлено бунтарское стрелецкое движение. Восставшие стрельцы намеревались возвести на престол вместо Петра, окружившим себя иноземцами, царевну Софью, заточённую в Новодевичьем монастыре, или её фаворита, В Голицина, который находился в ссылке. Стрелецкое движение было разбито полками Петра под Новоирусалимским монастырём, в 1698 году. Суриков проявил себя как великий колорист и изящный «композитор» (так его прозвали соученики Академии). Выступив с этой картиной на 9 передвижнической выставке, Суриков стал знаменитостью. Он был поставлен вровень с другими известными художниками. П. Третьяков купил картину за 8 000 рублей.

В сюжете картины нет ни одного казнённого, так как не кровь показать было целью русского художника, а неотвратимость истории. В одно композиционное целое картину связывает дуэль взглядов между мятежным стрельцом и молодым царём. Молодой Пётр преисполнен решимостью, довести дело до конца, он изображён в окружении иностранных подданных, как символ грядущего России.

Картина «Меншиков в Берёзове» (1883). Государственная Третьяковская галерея.  Сюжетом для картины послужила история опалы ближайшего сподвижника Петра Великого, генералиссимуса Александра Меншикова, проигравшего борьбу за власть, которая развернулась в Петербурге после смерти первого русского императора, и сосланного в далёкий Берёзов. Картина отличается от других произведений Сурикова тем, что в ней не изображён народ. Хотя проблема «власти и народа» читается в картине. В картине присутствует историческая ошибка Сурикова, вместо бороды у героя картины на лице щетина. Позднее, от Л. Толстого, Суриков узнал, что Меншиков в ссылке отрастил бороду, но художник не стал исправлять этой ошибки. Моделью для написания образа Марии Меншиковой, недавней невесты царя Петра II, послужила жена Сурикова, болевшая в то время. В невесёлые думы погружён сын Меншикова – Александр.  Резко контрастируют иконы в серебре с убожеством окружающей обстановки, напоминая о прошлом богатстве. Любовь к жизни выражена лишь в образе младшей дочери Меншикова, читающей книгу.

В 1891 году Суриков пишет картину «Взятие снежного городка», находится она в Государственном Русском музее, в Санкт-Петербурге. Эта картина написана с натуры – друзья живописца инсценировали специально для него полный «вариант» игры в селе Лодейки.  Яркий сверкающий пейзаж перекликается с образом народа, полного здоровья и силы. Хворостинами приветствуется победитель игры, вокруг смех и веселье. Пять раз приходилось звать казака на коне, чтобы изобразить его несущегося прямо на зрителя, что не сразу получилось у русского художника. Сохранился этюд для картины «А.И. Суриков в шубе».

Картина «Переход Суворова через Альпы» (1899), Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.  Начал писать картину художник в 1895 году и показал её в 1899 году на передвижной выставке, к столетию изображаемого события, хотя это случайность. Суриков собирал материалы в Швейцарии, в Альпах.

«Льды, брат, страшной высоты. Эхо бесконечное»
В.И. Суриков. Письмо брату.

Решая композиционную задачу, художник выбирает вертикальный формат, необычный для батального жанра. Лавина солдат извергается прямо на зрителя. Так художник делает в своей картине акцент не на великом полководце, а на массе солдат, которую выписал тщательно, с различными психологическими типами.

На краю ледяной скалы Суворов остановил коня, на него указывают взгляды солдат. Два молодых солдата, отвечающими на шутку Суворова жизнерадостными улыбками, формируют «оптимистический центр» картины, что подчёркнуто концентрацией вокруг них светлых красок. Один из солдат скользит в пропасть, но в его лице нет страха, оно выражает волю и решимость. Седой ветеран с Георгием на груди с ужасом смотрит в пропасть, непроизвольным движением осеняя себя крестным знамением.

Шедевр Сурикова В.И. – картина «Боярыня Морозова»

Картина исполнена в 1887 году, её можно увидеть в Государственной Третьяковской галерее, в Москве. Этот шедевр поразил современников живописи того времени. В его основу легли события церковного раскола, возникшего после реформы патриарха Никона, был, преддверием петровских преобразований, столкновением старого и нового на Руси. Сюжетом стал орест и заточение после пыток в 1671 году в Боровский монастырь одной из мятежниц, боярыни Феодосии Морозовой. Рука боярыни Морозовой вскинута вверх в призывном жесте. Смысл жеста раскрывается в двуперстии – одном из формальных «пунктов» расхождений церковных реформаторов во главе с патриархом Никоном, постановивших отныне осенять себя трёхперстным знамением, и хранителей «древнего благочестия» во главе с протопопом Аввакума.  Поп-никоннанец, смеющейся над барыней. Но этот намеренно сниженный художником образ суть символ полного равнодушия к делам веры при великом неравнодушии к благам жизни. Поп написан Суриковым по памяти – с великого дьячка, любителя выпить и повеселиться, из детства в Сибири. Боярыня как будто связана с каждым молчаливым диалогом, и, в то же время, она смотрит по верх их голов, поверх иконы Богоматери, куда-то вверх, обращаясь к самому Богу.  Луна русской земли, так протопоп Аввакум называл сестру боярыни Морозовой, княгиню Урусову, добровольно последовавшую за боярыней. На картине изображён странник, который как бы взыскивает к истине происходящего. Тут же написан и юродивый. Его Суриков писал с настоящего, найдённого на толкучке. Писал его прямо на снегу, напоив его водкой и дав ему три рубя.

  • Вид памятника Петру I на Сенаторской площади
  • Портрет О.В. Суриковой, дочери художника, в детстве
  • Сцена из римского карнавала
  • Утро стелецкой казни
  • Меншиков в Берёзове
  • Боярыня Морозова
  • Переход Суворова через Альпы
  • Исцеление слепорождённого Иисусом Христом
  • Взятие снежного городка
  • Сибирская красавица (портрет Е.А. Рачковской)
  • Портрет Хатаски
  • Пир Валтасара
  • Портрет доктора А.Е. Езарского
  • Покорение Сибири Ермаком
  • Посещение царевной женского монастыря
  • Собор от Петра в Риме

 
Copiright © 2013-2015 г
Яндекс.Метрика