Лосенко Антон Павлович

(1737-1773)

Родился в украинской казачьей семье в 1737 г., рано осиротел. Когда ему было семнадцать его отправили в Санкт-Петербург в певческий хор при дворе. В 1753 году «спавший с голоса», со способностями к рисованию был взят  в художественную мастерскую на обучение под руководством художника И.П. Аргунова, где А.П. Лосенко получил превосходную подготовку. Так, пять с половиной лет спустя А.П. Лосенко зачисляют в Академии художников. В Академии он получает должность подмастерья.

В 1760 г. направляется, как талантливый живописец в Париж для дальнейшего обучения. Здесь он учится у Ж. Рету и пишет историческую картину по евангельскому сюжету «Чудесный улов». В этой картине А.П. Лосенко сочетает классицизм с образом Христа, пронизанного мягкостью и человечностью.

Антон Павлович Лосенко создал галерею портретов современников: граф И.И. Шувалов, поэт А.П. Сумароков, актёр Я.Д. Шумский. Они были написаны в 1760 году. Позднее в 1763 году – портрет Ф.Г. Волкова. В них отражена сила духа и человечность изображённых им людей.

В Италии в 1766-1769 годах русский художник изучал античность, копировал картины Рафаэля. Здесь его работой стало полотно на античный сюжет «Зевс и Фтида». Уделяя большое внимание строению обнажённого человеческого тела, создал такие картины «Авель» и «Каин». Художник хорошо передал анатомию человеческого тела в живописных оттенках, которые свойственны только живой натуре.

После возвращения из Италии в Петербург русский художник по заданию, как выпускник Академии, пишет картину на историческую тему под названием «Владимир и Рогнеда» в 1770 году. По древней легенде данного сюжета Новгородский князь Владимир, просивший руки дочери полоцкого князя Рогвольда получает отказ. Князь Владимир напал на Полоцк, убил отца и братьев Рогнеды, силой взял её в жёны. Картина запечатлела кульминационный момент, когда князь Владимир вторгся в покои Рогнеды и «невольно сочетался»с нею. «Прежалостная судьба Рогнеды» в картине и образ Владимира, раскаявшегося в содеянном отражает высокие идеалы гуманизма века Просвещения.

Картина приносит ошеломительный успех, А.П. Лосенко становится не только академиком, а ещё получает назначение адъюнкт-профессором. В 1772 году – директором Академии художеств. Давал практические занятия ученикам, им был создан курс «Изъяснение краткой пропорции человека…» - пособие для следующих поколений художников.

Вторая историческая картина А.П. Лосенко «Прощание Гектора с Андрамахой», начал писать это произведение в 1773 году, к сожалению картина не была окончена. Этим объясняется некоторая эскизность образов. Снова Античный сюжет – «Илиада» Гомера. Картина вызывает патриотические чувства, её сюжет показывает готовность принести себя в жертву во имя Родины. Просветительский классицизм пронизывает весь творческий путь художника.  В картине – прощание сына троянского царя Приама с женой, с ребёнком на руках, перед сражением. Неизбежная гибель, трагический конец, предчувствие оного представлена художником. Патетичный образ Гектора и величавое суровое начало, гармоничная композиция и яркий колорит, наверное, так можно охарактеризовать произведение русского знаменитого художника.

Талантливый художник был вовлечён в академические и придворные интриги, что было чуждо А.П. Лосенко. Из письма скульптора Э.М. Фальконе Екатерине II: «Преследуемый, утомленный, опечаленный, измученный тьмою академических пустяков, <...> Лосенко не в состоянии коснуться кисти; его погубят несомненно. Он первый искусный художник нации, к этому остаются нечувствительны, им жертвуют...»

Обещания императрицы перевести А.П. Лосенко в Эрмитаж не были исполнены. Художник погибает от бессилия и недуга.

  • Авель

  • Каин

  • Чудесный улов

  • Жертвоприношение Авраама

  • Смерть Адониса

  • Товий с ангелом

  • Андрей Первозванный

  • Портрет актёра Ф.Г. Волкова

  • Портрет И.С. Шувалова

  • Портрет императора Павла I в детстве

  • Портрет актёра Я.Д. Шумского

  • Портрет поэта А.С. Сумаркова

  • Владимир и Рогнеда
  • Прощание Гектора с Андромахой
19.08.2018

Похожие записи

Портрет

(фр. portrait, от старофранц. portraire — «воспроизводить что-либо черта в черту», устар. парсуна — от лат. persona — «личность; особа»). Портрет, как самостоятельный жанр. Художники-портретисты,...

19.08.2018
Читать далее
Основные новинки кинематографа в 2018 году

   - Прошедший год оказался весьма богат на всевозможные новинки в кинематографе, которые пришлись по вкусу многим ценителям фильмов, принадлежащи...

19.08.2018
Читать далее
Боровиковсеий Владимир Лукич

24 июля 1757 Миргород – 6  апреля 1825 Петербург Боровиковский В.Л. русский художник церковной и портретной живописи. Его письмо отличается прекрасной техникой, лёгкостью, композиционным мастерств...

19.08.2018
Читать далее
Маковский Владимир Егорович

26 января (7 февраля по новому стилю) 1846 год, Москва – 21 февраля 1920 год, Петроград Выдающейся мастер бытового жанра живописи, реалист. Писал картины-новеллы. Маковский родился в семье, живуще...

19.08.2018
Читать далее