Годы жизни 1758, Петербург-1826, Рим
Художник пейзажист «итальянского» периода, направление – классицистический пейзаж. По законам классицизма художник, изображая определённый вид, выбирает наиболее величественный и идеальный образ. Можно точно утверждать, что образец такой живописи – античность.
Родом Матвеев Ф.М. из семьи солдата лейб-гвардии Измайловского полка. Когда открывалось Воспитательное училище Академии художеств, мальчику исполнилось шесть лет, благодаря способностям к рисованию с малых лет его и взяли в училище. Несколько лет Матвеев Ф.М. обучался в частности жанру театрально-декоративной живописи. Юный художник обучался в пейзажном классе у знаменитого русского художника Щедрина С.Ф.
В 1778 году Матвеев Ф.М. пишет выпускную работу, за которую получает Большую золотую медаль, в этой картине он должен был «представить под горою близ реки пастухов, пасущих скот». Золотая медаль в те времена давала возможность молодым художникам в качестве пенсионера обучаться в Европе. Так в 1779 году русский художник едет в Италию в Рим. В Риме Матвеев Ф.М. посвящает всё своё время изучению произведений известных итальянских живописцев, он пишет архитектуру Рима, виды живописной природы Италии. В эти годы у художника большое количество заказов от проживавшей в Италии русской знати, он стал популярным и высокооплачиваемым художником. Именно поэтому по окончании учёбы он остаётся в Италии. Позднее популярность Матвеева Ф.М. снижалась и он получал меньше доходов, у него накапливались долги, что не давало возможности вернуться на Родину.
В 1789 году Матвеев Ф.М., чтобы вернуться в Россию, обращается за помощью в Академию художеств. Он пишет письмо с просьбой о материальной помощи, для оплаты долгов и дорожных расходов. Не получив поддержки в 1795 году он снова пишет письмо в Академию. Так русский художник вынужден был остаться в Италии. Возможно, причиной стала война с Наполеоном, когда войска вторглись в Италию.
В картинах Матвеева Ф.М. мы найдём гармонию и ясность. Композиция наделена симметричностью и уравновешенностью, с делениями на первый, второй и третий планы, с так называемыми «кулисами». Колорит классического письма отображает собственный цвет предмета, без его изменения под воздействием света и воздуха.
В 1806 году картина русского художника «Вид в окрестностях Неаполя», отправленная из Италии в Россию, принесла ему звание академика. Известность художнику принесли также картины: «Вид на Лаго-Маджоре» (1808), «Вид Рима. Колизей» (1816), «Вид Больсенского озера в Италии» (1819). Эти пейзажи наделены живым чувством природы, в то же время они возвышены.
В 1819 году всё же художнику назначают пенсию – 500 талеров в год. Умер художник в Италии.
Современники отмечали Матвеева Ф.М., как одного из лучших пейзажистов, произведения художника отличались профессиональным мастерством, лёгкостью исполнения, точностью в передаче натуры, тёплым колоритом, освещением.
- Водопад
- Водопад в Тиволи
- Итальянский пейзаж
- Водопад в Тиволи близ Рима
- Итальянский пейзаж
- Каскад близ Рима
- Окрестности Рима
- Пейзаж с пиниями
- Пейзаж с фигурами в античных одеждах
- Пейзаж с водопадом
- Пейзаж в Швейцарии
- Рим. Развалины форума
- Вид Рима. Колизей
- Вид Рима. Колизей
- Вид римской Компаньи
- Вид в окрестностях Берна
- Вид в окрестностях Тиволи
- Вид в Сицилии. Горы
- Вид в Тиволи близ Рима
- Вид в Тиволи близ Рима
- Водопад в Тиволи. Вид от виллы Мецената