СИМОН УШАКОВ. Искусство XVII века

В живописи помимо церковной появляются тенденции к использованию светской формы живописи, это привело к развитию в будущем реализма в искусстве.

Симон Ушаков (1626-1686) как никто другой смог сочетать в своём творчестве старые церковные каноны с новыми светскими формами. Со своим другом Иосифом Владимировым писал сочинения, в которых утверждал о необходимости изображать реальную жизнь, земную красоту, сравнивал живопись с зеркалом. Его труд – Слово к любителям иконного писания». Ушаков не только искал новое в живописи, он был увлечён теорией живописи.

Основным художественным центром Древней Руси была Оружейная палата, одним из главных художников которой являлся Симон Ушаков. Это была школа подготовки художников и мастеров прикладного искусства. Лучшие ученики выполняли государственные заказы. Особый расцвет Оружейная палата испытывает во главе боярина Богдана Хитрого. Здесь от приезжих живописцев древнерусские художники осваивают технику масла, законы прямой перспективы, законы светотени.

Выполняя церковную иконопись он не следовал в точности существующим канонам, а вводил в изображение элементы реальной жизни, бытовые подробности. В своих работах он использовал светотень, делая лики святых объёмными.

Симон Ушаков. Насаждение древа государства Российского. Икона

Одна из наиболее известных его работ – Богоматерь Владимирская, позже известная как «Насаждение древа государства Российского». Владимирская Богоматерь – покровительница Руси. Медальон с ее фигурой расположен на стволе дерева, в ветвях которого помещены небольшие медальоны с портретами русских великих князей и царей. В этой иконе художник проявил себя незаурядным портретистом. Так в XVII столетии зарождалась портретная живопись.

Есть и другие иконы выполненные в новых традициях – Троица. В основе её исполнения лежит старая схема композиции, художник в сочетании с золотым фоном наносит множество золотых линий на одежды персонажей. Тут он также пишет объёмные лица ангелов. Здесь же он изображает перспективу. На заднем плане изображения – здание. Всё это было нововведением в истории иконописи.

19.08.2018

Похожие записи

Религиозный жанр живописи

(лат. religare — воссоединять) — особая форма осознания мира, обусловленная верой в сверхъестественное, включающая в себя свод моральных норм и типов поведения, обрядов, культовых действий и объеди...

19.08.2018
Читать далее
ДРЕВНЕРУССКИЕ ХУДОЖНИКИ

Живопись русских художников берёт своё начало с древних времён древнерусского искусства – иконопись X-XVII веков. Археологами были определены такие виды иконописи, как новгородская, московская и су...

19.08.2018
Читать далее
Академизм в живописи

(фр. academisme) — направление в европейской живописи XVII-XIX веков. Академизм вырос на следовании внешним формам классического искусства. Последователи характеризовали этот стиль как рассуждение ...

19.08.2018
Читать далее
Жанр анималистики в живописи

(лат. animal — животное) — жанр изобразительного искусства, основным объектом которого являются животные. Художники, изображающие животных, в живописи, называются анималистами. Их задачей являетс...

19.08.2018
Читать далее