• Знаменитые русские художники
  • Знаменитые русские художники

КИЕВСКАЯ РУСЬ. X - середина XIII века

Киев

Богоматерь Оранта. Мозаика Софийского собора

Цвет одежд, определённый каноном. Спускающийся с головы плащ Богоматери Оранты на плечи её, окрашен пурпурным цветом – царственный цвет. Синие платье Богоматери Оранты означает её небесную сущность. Божественность – прочерченные полосами золота складки одежд

Богоматерь неподвижно стоит среди золотого фона, величественная она должна производить на верующих особое впечатление. Строго фронтальная поза, большие глаза Марии, все это придаёт строгость изображению, взгляда на вошедшего в храм. Так возникает тесная связь верующего с объектом моления. В Киеве её считали защитницей города от врагов.

Изображена Мария в алтарной нише в композиции со святыми находящимися внизу, которые являются как бы постаментом Марии.

Верхнее из этих изображений представляет сцену Евхаристии (причащение апостолов). Христос подает своим ученикам-апостолам причастие. Фигура Христа изображена дважды, отличие состоит в том, что он протягивает ученикам хлеб (тело), а склонившись влево – вино (кровь Христа). В застылых позах представлены двенадцать апостолов.

Лучшие художники изобразили лица отцов церкви. Несмотря на то, что они следовали канону иконографии, они внесли в изображение свое видение. Киевский Софийский собор был оформлен не только мозаикой, но и фресками.

Владимиро-Суздальское княжество

Ярославская Оранта. Икона

Соборы Владимиро-Суздальского княжества к концу XII века были украшены иконами как византийских (приглашенных из Константинополя), так и русских художников, работающих вместе. До наших времён сохранилась икона «Богоматерь Оранта», её ещё называют Ярославской, т.к. она была привезена из г. Ярославля в Третьяковскую галерею. Ярославская Богоматерь оформлена орнаментом, сочетает в себе яркие краски, используется кармин, что свойственно только русской живописи. Икона поражает своей торжественностью, композиция строго центрична, монументальностью, величественностью. Такая манера письма преобладает в домонгольской Руси.

Новгород

В начале XII века древнерусская живопись в Новгороде развивается в двух направлениях: византийское направление (в данном стиле выполнена икона «Иов на гноище») и западноевропейское направление (фрески собора Рождества Богоматери Антониева монастыря).

Икона «Иов на гноище» связана с одним из библейских сюжетов о страдальце Иове. Иов был лишен всего Богом, дабы испытать его силу веры. Проказа причиняла ему телесные муки, но он все равно продолжал верить. Жена подает ему пищу на длинном шесте, отвернувшись. Византийский почерк можно увидеть в светотенях, восточных ликах, охристом колорите.

Фрески собора Рождества Богоматери Антониева монастыря принадлежат западноевропейскому стилю. Здесь русские художники на стенах размещают стоящих святых.

Фрески Мартирьевской паперти Софийского собора наделены чертами, которые, развиваясь в дальнейшем, являют собой основу новгородской живописи, что выражено в характере лиц, суровый образ, приглушенная палитра. Здесь персонажи русской живописи молятся, обращаясь к Иисусу Христу.

XII - начала XIII века древнерусская живопись Новгорода продолжает развитие в новых направлениях – византизирующему, аристократическому (икона «Ангел златые власы»), и местному, демократическому (икона «Христос на троне»).

  • Богоматерь Оранта
  • Ярославская Оранта
  • Пётр Александрийский
  • Ангел Златые власа
  • Христос на троне

 
Copiright © 2013-2015 г
Яндекс.Метрика